FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Храм Святой Софии Киевской:  «Благовещение» и

изображение сорока мучеников севастийских

севастийские мученики на сводах храма софии киевской

Монументальная мозаика занимает главенствующее место в центральной части храма. Наиболее выдающимися можно назвать изображение Христа-Вседержителя в куполе храма и Богородицу Оранту, словно парящую над алтарем. Это самые известные мозаичные полотна Софии Киевской. Однако есть здесь и другие, не такие заметные и несколько меньшие по размеру панно, которые, однако, так же заслуживают внимания.

К одной из таких небольших, но интересных мозаичных композиций можно отнести изображения сорока мучеников севастийстких. Это группа поясных портретов воинов, казненных языческим военноначальником Агриколаем в 313 году. События происходили в армянском городе Севастии. Отсюда и название. По христианской традиции мученики всегда рассматривались как опора церкви. Поэтому в Софийском соборе Киева их изображения украшают подпружные арки, несущие купол. Архитектурные формы церквей часто имеют свое религиозное значение. Главный купол в христианских сооружениях символизирует Христа, то есть Церковь Небесную.


севастийские мученики в храме софии киевской

Изображены мученики на фоне из золотой смальты. Поясные портреты имеют фронтальную направленность. Почти все святые держат в правой руке крест из кусочков белой смальты. Одежды выполнены их материала разных цветов. Над портретами так же из смальты выложены имена мучеников. Основными цветами можно назвать коричневый, бежевый и золотой. По форме портреты представляют собой медальоны, окаймленные смальтой разных цветов.

лики севастийских мучеников


Особого внимания так же заслуживает мозаичная композиция «Благовещение». Она представляет собой изображение двух фигур – Девы Марии и архангела Гавриила. Расположена она под иконостасом на юго-восточном и северо-восточном столбах предалтарной арки. Архангел Гавриил изображен слева, Дева Мария справа. Это традиционное расположение данных библейских героев при оформлении православных храмов. В дальнейшем, до появления высоких иконостасов, и архангел и богоматерь именно так композиционно и изображались практически во всех церквях.


икона "Благовещание"

 Картина имеет необыкновенно красивый и яркий колорит. Одежда архангела выполнена из белой смальты с добавлением красных и зеленых тонов. Чистоту белого подчеркиваю красные сандалии, жезл и полосы на рукавах хитона. На Марии, как и на основном изображении – Оранте, одеяние глубокого синего цвета, слегка оживленное золотыми прожилками на рукавах и в некоторых других местах. Для контраста использована красная смальта на ботинках и красная же пряжа в руках Богородицы. Края картины отделаны мозаичным орнаментом, имеющим растительный мотив по большей мере коричневого цвета.


детали "Благовещание" софии киевской

Как и все смальтовые композиции храма, изображение имеет золотистый фон. Надписи вокруг Гавриила выполнены из белого материала. Вокруг Марии - из коричневого. Это самое ранее из изображений Благовещения в христианстве. Датируется оно 1040 годом нашей эры. Мозаика выполнена на известковом грунте, на кирпиче. Помимо смальты, в нее включены природные камни.

  фрагмент "Благовещание" в софии киевской

Необыкновенно эффектные мозаики Софийского Киевского собора отлично вписываются в архитектурный ансамбль здания, отличаются высокими художественными свойствами и в большой степени отражают традиции раннего христианства.