FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Зооморфный орнамент

Зооморфный орнамент – декор, построенный на повторении изображений животных (реальных и фантастических), чаще всего стилизованных. Иногда такое оформление называют «звериным».

Скифо-сибирский звериный орнамент

Анималистический рисунок известен еще с палеолита (20 тыс. лет назад). В творчестве древнейших художников изображение зверя встречается гораздо чаще любых других (палеолит, мезолит, неолит, энеолит). Очень популярен этот сюжет был и в более поздние времена. Известны работы шумерских, древнеегипетских, древнегреческих и т.д. художников, выполненных с огромным мастерством и считающиеся на данный момент настоящими шедеврами древнего искусства. Одним из самых ярких вариантов звериного орнамента прошлого является скифо-сибирский, появление которого относят к I в. до н. э. Изображения животных встречаются на скифских и сарматских ювелирных изделиях, оружии, конской упряжи. Считается, что на развитие «звериного стиля» в культуре этих народностей большое влияние оказало искусство древних племен Передней и Центральной Азии. Приблизительно с IV в до н. э. скифский рисунок с подобным мотивом начинает напоминать и древнегреческие варианты зооморфных изображений.

К середине I тыс. до н. э. изображение животных становится декоративным. При этом рисунки приобретают орнаментальность геометрическую, более точную и сложную. Из звериных тел выполняются завитки и переплетения. В этот период животные предстают в основном как воплощения того или иного божества. Например, скифская богиня победы Вертрагна превращается в рисунках древних художников в белого коня. В ряде музеев России и Украины имеется огромное количество блях с изображением животных, свернувшихся в кольцо. Уже к IV—III вв. до н.э. зооморфный скифский орнамент становится более реалистичным и натуралистичным. Историки связывают это, прежде всего, именно с греческим влиянием.

Популярными становятся разного рода жанровые сцены, связанные с героическим эпосом. Поскольку у всех индоиранских народов, в том числе и у скифов, распространенным было представление о том, что часть может служить выражением целого, в орнаментах часто используются только отдельные части животных. К примеру, птица в мотиве – это одна лишь голова, коготь или клюв. Позднее древние мастера начинают соединять элементы отдельных животных разного вида в одном звере. Так, в орнаменте появляются фантастические существа. У скифов, например, очень популярным было изображение бараноптицы, а также бараногрифона (птица, конь, баран). Конечно, для того, чтобы соединить части животных гармонично, да еще и в пластичном отображении, требовалось проявлять поистине недюжинный талант. Собственно, образ грифона появился у скифов, видимо, под влиянием искусства Малой Азии.

Разумеется, считать, что все искусство скифского орнамента было полностью заимствовано из других культур, было бы совершенно неправильным. Его своеобразие наглядно доказано находками, сделанными в Пазырыкских курганах (Алтай, V в до н. э.). Более того, орнаментальное искусство древних скифов оказало огромное влияние на культуру многих европейских народов.

Европейский зооморфный орнамент

Использование изображений животных в европейском орнаменте было распространено очень широко. К примеру, в романский период во множестве населенных пунктах практиковалась орнаментальная резьба по камню с применением таких изображений, как сирена, грифон, кентавр, орел и лев. Они же украшали керамическую плитку, мозаичные панно, декоративный текстиль. В эпоху готики традиция их изображения была продолжена. Например, сюжет с использованием звериных мотивов часто применялся в главном достижении этого периода – миниатюре. Особенно широкое распространение в европейском орнаменте нашли изображения разного рода птиц. Очень часто их рисовали сидящими на Древе Жизни. Весьма распространена была тема птиц, разгуливающих в саду (райских кущах) и клюющих ягоды. Подобные сюжеты часто использовались для украшения текстиля и в росписях по дереву.

В эпоху Возрождения в связи с популяризацией изображения человеческого тела зооморфные мотивы отходят на второй план. Тогда при рисовании орнаментов художники часто использовали древнеримские элементы. Поэтому декор, выполненный с применением львиных голов и дельфинов, встречается все же достаточно часто. Античный стиль был необыкновенно популярным и в эпоху классицизма. Лебеди, куропатки и павлины в этот период используются для украшения текстиля и предметов быта повсеместно. Широко известной, например, является «ткань с куропатками», примененная во времена Екатерины II для оформления Царскосельского дворца. Примечательны и ткани Лассаля "с павлинами", хранящиеся сегодня в Государственном Историческом музее. Животные мотивы часто использовались для оформления текстиля и в XVIII – XIX вв. При этом в качестве обрамления в сюжет обычно включались растения. Зооморфный орнамент оставался популярным вплоть до конца XX века. Популярен он и в наше время.