Витраж как разновидность ДПИ
Витраж (фр. vitre — оконное стекло) – панно, выполненное из цветного прозрачного стекла, предназначенное для заполнения проемов в архитектурных сооружениях. Существует несколько различных техник создания подобных произведений. В прошлом для соединения цветных элементов использовались специальные свинцовые пластины. Позднее они были заменены на медные. Очень известны выполненные по особой методике витражи тиффани.
До XII столетия витражи в оформлении архитектурных сооружений встречались крайне редко. В основном они использовались в качестве украшения для храмов. Сюжеты представляли собой сценки из Библии либо эпизоды жизни святых. Самые ранние из всех сохранившихся до наших дней витражи XI столетия украшают оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора в Германии. Доподлинно известно, что изготовлены они, были в расположенном неподалеку монастыре Тегернзее, в котором в то время действовали витражные мастерские. Изготавливались стеклянные панно в этот период и во Франции. Витражи, вставленные в оконные проемы церкви Сен-Дени (пригород Парижа) датируются 1 140-1144 годами. Художественной школой во времена Людовика VII, действующей в монастыре Сен-Дени, руководил аббат Сугерий. Именно ему принадлежит идея строительства собора как усыпальницы для французских королей. Приглашенные им мастера значительно расширили круг сюжетов, использовавшихся при изготовлении витражей до этого. Сцены из Библии, использованные ими стали основой для возникновения нового стиля – готики.
Своего наивысшего подъема искусство создания витражей достигло во Франции в XIII веке. В это время производством расписных стекол занимаются в основном мастера в Шартре. В IV столетии в связи с тем, что готические храмы практически перестали возводиться, в искусстве создания витража наступает затишье. Стеклянные панно постепенно утрачивают свою монументальность, превращаясь в отдельные автономные объекты. В эпоху Ренессанса витраж, лишившись естественной среды своего существования – каркасных форм готических строений, полностью утрачивает свой статус эпохально-значимой разновидности искусства. Однако цветные стекла по-прежнему остаются достаточно популярными. Более того, в это время витражи становятся доступными широким слоям населения. В XIV веке в Западной Европе разрабатываются новые техники окрашивания стекла (серебряное травление), а также производства бесцветного стекла больших размеров. Поэтому одной из отличительных особенностей витража этого периода являются широкие и высокие прозрачные бесцветные вставки. Медальоны, выполненные с использованием техники серебряного травления, можно было видеть в домах многих зажиточных граждан.
К самым популярным можно отнести:
• пескоструйный витраж;
• мозаичный;
• наборный;
• фьюзинг (спеченное стекло);
• травленый;
• фацетный (выполненный из стекол со снятой фаской);
• паечный (классический);
• расписной (выполняемый с использованием прозрачных красителей);
• тиффани (при изготовлении используется медная фольга) и т.д.
Цветные стеклянные картины благодаря своей оригинальности и эстетичности из моды не выйдут никогда. Подобный декор использовался древними архитекторами для оформления величественных храмов. Применяются витражи и в современных интерьерах и экстерьерах.
История возникновения витражного панно
Первые сведения о картинах, выполненных из прозрачных цветных материалов, содержатся в трактате "Naturalis historia" Плиния Старшего. В разделе, посвященном истории павиментов (наборных полов), автор описывает случаи использования такой же мозаики, только выполненной из стекла для украшения сводов. Самые древние из всех известных европейских витражей украшают храмы Монкуирмот и Джарроу, расположенные на северо-востоке Англии. Датируются эти стеклянные панно VII веком. В них использованы хотя и не цветные, но уже фигурные стекла. Одним из старейших фрагментов витража считается голова из лоршского монастыря. В настоящий момент это панно, датируемое второй половиной IX в, хранится в музее Дармштадта.До XII столетия витражи в оформлении архитектурных сооружений встречались крайне редко. В основном они использовались в качестве украшения для храмов. Сюжеты представляли собой сценки из Библии либо эпизоды жизни святых. Самые ранние из всех сохранившихся до наших дней витражи XI столетия украшают оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора в Германии. Доподлинно известно, что изготовлены они, были в расположенном неподалеку монастыре Тегернзее, в котором в то время действовали витражные мастерские. Изготавливались стеклянные панно в этот период и во Франции. Витражи, вставленные в оконные проемы церкви Сен-Дени (пригород Парижа) датируются 1 140-1144 годами. Художественной школой во времена Людовика VII, действующей в монастыре Сен-Дени, руководил аббат Сугерий. Именно ему принадлежит идея строительства собора как усыпальницы для французских королей. Приглашенные им мастера значительно расширили круг сюжетов, использовавшихся при изготовлении витражей до этого. Сцены из Библии, использованные ими стали основой для возникновения нового стиля – готики.
Своего наивысшего подъема искусство создания витражей достигло во Франции в XIII веке. В это время производством расписных стекол занимаются в основном мастера в Шартре. В IV столетии в связи с тем, что готические храмы практически перестали возводиться, в искусстве создания витража наступает затишье. Стеклянные панно постепенно утрачивают свою монументальность, превращаясь в отдельные автономные объекты. В эпоху Ренессанса витраж, лишившись естественной среды своего существования – каркасных форм готических строений, полностью утрачивает свой статус эпохально-значимой разновидности искусства. Однако цветные стекла по-прежнему остаются достаточно популярными. Более того, в это время витражи становятся доступными широким слоям населения. В XIV веке в Западной Европе разрабатываются новые техники окрашивания стекла (серебряное травление), а также производства бесцветного стекла больших размеров. Поэтому одной из отличительных особенностей витража этого периода являются широкие и высокие прозрачные бесцветные вставки. Медальоны, выполненные с использованием техники серебряного травления, можно было видеть в домах многих зажиточных граждан.
Витражи в России
У нас в стране витраж как элемент оформления архитектурных сооружений появился только в начале XIX века. Поначалу цветные стеклянные панно использовались в качестве вставок только в загородных царских резиденциях. В конце столетия и в начале XX века витраж повсеместно используется при строительстве храмов и светских зданий. В качестве примера можно привести окна церкви Св. Александра Невского в Петергофе, башню Шапель в Царском Селе, павильон Ферма, расположенный в Павловске. В эпоху господства модерна в сюжетах стеклянных панно используются в основном растительные и орнаментальные витражи. Яркими образчиками подобного оформления являются гостиницы «Националь» и «Метрополь», а также особняки Морозовой и Рябушинского в Москве. Своего наивысшего расцвета искусство создания витражей достигло в России благодаря усилиям М. А. Врубеля. Этот художник стал основоположником неоромантического стеклянного панно. Развитию витражного искусства в стране положила конец Октябрьская революция. Возродился интерес к нему только в 70-е годы после изобретения новейших методов обработки стекла.Разновидности современного витража
На настоящий момент существует огромное количество техник выполнения стеклянных декоративных панно.К самым популярным можно отнести:
• пескоструйный витраж;
• мозаичный;
• наборный;
• фьюзинг (спеченное стекло);
• травленый;
• фацетный (выполненный из стекол со снятой фаской);
• паечный (классический);
• расписной (выполняемый с использованием прозрачных красителей);
• тиффани (при изготовлении используется медная фольга) и т.д.
Цветные стеклянные картины благодаря своей оригинальности и эстетичности из моды не выйдут никогда. Подобный декор использовался древними архитекторами для оформления величественных храмов. Применяются витражи и в современных интерьерах и экстерьерах.