Керамика в России
Искусство изготовления керамических изделий известно в России с незапамятных времен. Поскольку глина – это повсеместно распространенный материал, к тому же богатый художественными и пластическими возможностями, выполнять из него разного рода изделия бытового назначения было очень несложно. Вылепить из глины можно все, что угодно. С открытием обжига изделия, изготовленные из этого материала, стали практичными и самыми востребованными в быту человека.Древняя русская керамика
В древних славянских курганах археологами найдено огромное количество черепков глиняной посуды. Самым первым способом ее изготовления была простейшая ручная лепка. Интересен тот факт, что подобные технологии сохранились у некоторых народностей на территории нашей страны до сих пор. Наряду с посудой изготавливались также глиняные фигурки птиц, животных и людей. По большей мере носили они культовый характер и считались оберегами. Эти интересные изделия можно считать прообразом лепных игрушек, методы, изготовления которых также сохранились до нашего времени. С изобретением в IX – X вв. гончарного круга процесс изготовления глиняных изделий упрощается. Творческое его начало при этом полностью сохраняется. Изготавливаемые мастерами сосуды отождествляются с природой и человеком. Об этом говорят даже названия частей керамических изделий, используемые и сегодня – носик, ручка, горлышко и т.д. Изготавливая подобные изделия, русские мастера всегда стремились сделать их не просто предметом бытового назначения, но и своеобразным украшением жилища.Самым первым способом декорирования глиняных изделий становится лощение – нанесение блестящих полосок на поверхность сосуда костью или камнем. Известно два вида такой керамики.
• Краснолощеная. Изделия, выполненные по этой технологии, имеют естественный красный цвет глины.
• Чернолощеная. Такая посуда обжигалась без доступа кислорода в коптящем пламени. У этого вида керамики есть еще два названия – мореная или томленая. В некоторых регионах России эта техника сохранилась до наших дней.
Российская керамика XVII – XVIII вв.
В XVII веке для оформления посуды использовался орнамент, лощенный или тисненый. Четкие формы подобных узоров, а также особые способы отделки элементов делают их похожими на металлические. Использовался и другой, несколько более простой метод, называемый обваркой. Готовое и уже обожженное, еще горячее изделие окуналось в обычную мучную болтушку. Подобная обработка позволяла гончарам сделать стенки сосудов более прочными. При этом на них образовывался очень красивый естественный орнамент. В начале XVIII в. князем Меньшиковым в Стрельне была открыта первая фабрика по производству майолики. Мастера этого предприятия осваивают производство красивейших глиняных изразцов, основой для которых становится голландская керамическая плитка.Первый фарфор был изготовлен у нас в стране в 1753 году на фабрике, созданной Елизаветой Петровной. Разработкой его занимался Д. И. Виноградов. Этим же мастером был изготовлен особый состав глазури, которой покрывались готовые изделия. С середины XVIII века в России открывается фабрика А. Гребенщикова, мастерами которой выпускается посуда с многоцветной и синей росписью. Его сын И. Гребенщиков осваивает технологию производства майолики. В этом же столетии был изобретен и первый русский фарфор. Параллельно с изготавливаемыми фабричным способом изделиями продолжает развиваться и обычное кустарное гончарное производство. В начале XX века керамика широко используется для украшения интерьеров. Изразцами украшают печи, стены и перегородки повсеместно. В этот период производством фарфоровых и фаянсовых изделий в России занимается товарищество М. С. Кузнецова. В 1917 г. это предприятие, как и все прочие, было национализировано.