Орнамент стиля рококо
Рококо (фр. rocaille — дробленый камень, ракушка) – стиль, возникший во Франции в XVIII веке. Представляет собой логическое продолжения направление барокко. По-другому называется «рокайль».Характерные особенности стиля рококо
• Использование ассиметричных динамичных форм.• Широкое применение белого и золотого цветов. Часто используются голубой, розовый, желтый и зеленый.
• Ярковыраженный уход от реальности в театральность и фантазии.
• Широкое использование восточных мотивов.
• Удобство, практичность и комфорт.
• Обращение к мифологии.
Рококо – это, прежде всего, утонченный и изысканный стиль загородных вилл XVIII века. Помимо этого, данный стиль блестяще проявился во всех сферах художественно-промышленных производств.
Основные характерные особенности орнамента рококо
• Большая декоративная нагруженность и изысканность.• Наиболее значимые элементы выделяются золотой краской. Цветовая гамма – светлая.
• Грациозный ритм и асимметричность.
• Наклонная ось композиции.
• Натуралистичность.
• Часто элементы выполняются попарно.
• Криволинейные контуры.
• Основные элементы – завиток (рокайль) и картуш в центре композиции. Повсеместно используются обезьяны, пальмы, драконы, купидоны. Иногда композиции составляются из музыкальных инструментов и атрибутов. Большой популярностью пользуются и цветы, тонкие листья.
Рокайль как главный элемент орнамента в стиле рококо
Рокайль – элемент орнамента рококо, появившийся в конце XVIII века во Франции при украшении павильонов-гротов в парках. При их оформлении чаще всего использовались детали, имитирующие объекты природы – причудливые растения, морские раковины, обломки скал, камни. Несколько позже данное название начали применять ко всему необычному и вычурному, а в особенности к предметам, напоминавшим раковину или жемчужину.Зарождение орнамента рококо
Самым первым признаком зарождающегося стиля стало новое орнаментальное решение обрамления художественного произведения. При этом контуры последнего обычно теряют устойчивость. В отличие от гротеска, орнаменты рококо никогда не покрывают пространство целиком, даже в самых дерзких композициях. При этом элементы и мотивы рокайля сильно тяготеют к натурализму. Однако распознать к какому именно миру – растительному, животному или минеральному относится тот или иной элемент зачастую достаточно сложно. Мотивы орнамента рококо сливаются и перетекают друг в друга. Ракушка может незаметно объединиться с картушем, вязь – с листвой, камушки – с трофеями. Среди растительных элементов зачастую практически невозможно разглядеть маленьких птичек, выполненных в том же цвете и гармонично переплетающихся с причудливыми завитками.Наиболее известным художником, представителем стиля рококо считается Жюст Орель Мейсонье (1695-1750), сын златокузнеца из Турина, скульптор, ювелир, архитектор, автор многочисленных проектов изделий декоративно-прикладного искусства. Именно в его произведениях впервые встречается столь характерная для орнаментики рококо форма – мотив изогнутой раковины. С этим стилем часто связывают имя Пино, работавшего в отелях Виллар, Руйе, Роклор и Мазарини. Характерным примером орнамента раннего рококо можно считать арабески, выполненные Рене Шово на потолке Стокгольмского дворца Тессин в 1697 году. По стилю это оформление очень близко стилю Жана Берена, являвшегося в конце XVII века главным декоратором Франции. Самым знаменитым создателем арабесок рокайля начала XVIIIв. считается Клод Одран. Его орнаменты отличаются от декора Берена легкостью и стилизацией, напоминающей традиционный гротеск.