Скульптура исламских государств
Как известно, изображения человека и животных исламом категорически запрещены. Поэтому скульптура в этих государствах, как и живопись, развиваться, конечно же, не могла. Однако во многих странах этот вид искусства был широко распространен еще до принятия мусульманства. Поскольку в большинстве случаев исторические памятники этого типа были сохранены, сегодня мы можем любоваться ими в полной мере.
В Египте периода Древнего царства было принято ваять строго определенные типы статуй.
• Сидящие фигуры с руками, сложенными впереди. Очень интересным примером подобной статуи может служить царский писец Каи. Перед зрителем – строгое скуластое лицо с тонкими губами и слегка плоским носом. Очень интересно выполнены глаза скульптуры. Для изображения белков использован алебастр. Зрачок выполнен из хрусталя, под который подложен маленький кусочек эбенового дерева. Таким образом, получается блестящая точка, придающая зрачку живости. Этот прием используется во многих египетских изваяниях.
• Стоящие фигуры. Обычно одна нога таких статуй выдвинута вперед, а руки свободно опущены. Примером такого типа может служить скульптура Ранафена. В этом изваянии вообще нашли свое отражение все каноны этого вида искусства в Древнем Египте. Например, отрешенный, направленный вдаль взгляд, неподвижность тела и чрезмерно развитые мускулы.
Принцип холодного величия при создании скульптур фараонов и знати был продолжен скульпторами Египта и в более поздние периоды. Однако простолюдины во времена Среднего царства изображались зачастую без строго соблюдения канонов. При этом постепенно начали создаваться новые правила выполнения скульптур. Чаще всего главный герой скульптурной композиции изображался выше других ее участников. Фигуры в этот период очень часто раскрашивались. Именно в это время египетская скульптура становится более изящной и стройной. В еще более поздний период в искусстве Египта намечается тяга ко всему колоссальному. Яркая черта всех памятников того времени – масштабные скульптуры. В это же время появляются портреты. До наших времен, например, дошло множество сходных изваяний фараона Эхнатона, где он нередко изображался в непринужденной домашней обстановке.
Египетская скульптура
Одним из самых крупных мусульманских государств на сегодняшний день является Египет. До того, как этой страной был принят ислам, скульптура развивалась здесь в теснейшей связи с архитектурой. В основном мастера изображали властвующих фараонов. И хотя изваяния языческих богов не стали центральными в египетской скульптуре, выполняли мастера их все же достаточно часто. Особенно много на настоящий момент известно сохранившихся до наших дней фигурок бога Анубиса.В Египте периода Древнего царства было принято ваять строго определенные типы статуй.
• Сидящие фигуры с руками, сложенными впереди. Очень интересным примером подобной статуи может служить царский писец Каи. Перед зрителем – строгое скуластое лицо с тонкими губами и слегка плоским носом. Очень интересно выполнены глаза скульптуры. Для изображения белков использован алебастр. Зрачок выполнен из хрусталя, под который подложен маленький кусочек эбенового дерева. Таким образом, получается блестящая точка, придающая зрачку живости. Этот прием используется во многих египетских изваяниях.
• Стоящие фигуры. Обычно одна нога таких статуй выдвинута вперед, а руки свободно опущены. Примером такого типа может служить скульптура Ранафена. В этом изваянии вообще нашли свое отражение все каноны этого вида искусства в Древнем Египте. Например, отрешенный, направленный вдаль взгляд, неподвижность тела и чрезмерно развитые мускулы.
Принцип холодного величия при создании скульптур фараонов и знати был продолжен скульпторами Египта и в более поздние периоды. Однако простолюдины во времена Среднего царства изображались зачастую без строго соблюдения канонов. При этом постепенно начали создаваться новые правила выполнения скульптур. Чаще всего главный герой скульптурной композиции изображался выше других ее участников. Фигуры в этот период очень часто раскрашивались. Именно в это время египетская скульптура становится более изящной и стройной. В еще более поздний период в искусстве Египта намечается тяга ко всему колоссальному. Яркая черта всех памятников того времени – масштабные скульптуры. В это же время появляются портреты. До наших времен, например, дошло множество сходных изваяний фараона Эхнатона, где он нередко изображался в непринужденной домашней обстановке.