FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

В нашей работе приходится часто встречаться не только с необычными заказами, но и стилистически сложными, в которых мозаика выступает в качестве своеобразного декора или аппликации. Одной из таких работ стала мозаика для одного из частных бассейнов в Подмосковье.
    Стилистическое решение пространства бассейна весьма необычно для современной Москвы. Идея создания художественного решения, построенного на сочетании яркого и декоративного позднего французского ар-деко и восточных марокканских мотивов, принадлежит известной парижской архитектурной студии. Интерьер насыщен резными элементами французского декора, мебели и тканей, представленными на фоне ажурной восточной лепнины и крупными плоскостями ярких открытых южных цветов.
    В основе композиции данного мозаичного панно на стену бассейна лежит  персидская миниатюра. Мозаика представлена зрителю в виде вольной, свободной аппликации в сочетании с яркой декоративной покраской и рельефной марокканской плиткой. Поверхность мозаики неоднородна за счет использования материалов различных производителей: итальянской смальты «Sicis», «JNJ», а также художественного стекла американских производителей «Spectrum» и «Armstrong». Контуры мозаичного полотна обработаны специальным образом в целях повышения безопасности и улучшения эксплуатационных свойств панно. Для полноты воплощения художественного замысла швы панно затерты шовными наполнителями различных цветов и усилены в цвете. Тонкие ажурные линии орнамента из золотой смальты дают яркую игру отраженного света при слабом сумеречном или искусственном освещении.
    Мозаичная работа состоит композиционно из нескольких частей: смыслового центра – мозаичного ковра в марокканском стиле, фрагмента пейзажа в нижней части, имеющего стилевые признаки ар-деко, незначительные ноты персидского декоративного искусства, а также орнаментальной рамы, создающей целостность ансамбля мозаичных росписей. Доминирующей нотой являются восточные мотивы, столь излюбленные ар-деко. Мозаичный ансамбль при всей красочности и пышности является весьма лаконичным и законченным, превосходно гармонирующим с интерьером.
    Центральная часть панно в виде ковра с восточным орнаментом расположена диагонально, подобное решение способствует правильному заполнению пространства и вносит стилевое своеобразие. При использовании иного, например, горизонтального или вертикального разворота панно, оно просто бы потерялось на поверхности стены, и была бы разорвана связь с нижней частью мозаики.
    Говоря о характеристике мозаичного рисунка на поверхности ковра необходимо отметить, что восточные орнаменты чрезвычайно разнообразны, это связано с тем, что Коран запрещает изображать человека или животных, поэтому древние мастера находили особый выразительный язык, позволявший избегать этих запретов. Восточному орнаменту свойственны, прежде всего, красота, сложность и символичность. Орнамент, использованный нами в мозаике ковра, основан на традиционном стиле ислими, характеризующемся волнообразным растительным орнаментом, основанным на движении вьюнка или спирали. Для этого стиля характерна мягкость, плавность, находящая воплощение в волнообразности, символизирующая множественность этого мира. Этот стиль придает очарование и некий домашний образ. Именно использование таких мотивов позволяет создать непротиворечивое стилевое единство с нижней частью панно. Ар-деко, тяготеющий к восточным мотивам, также основан на использовании линий и волнообразного движения.
    Следует отметить, что мозаичные панно выполнены на покрашенных стенах и пространственно выделяются над ними, что создает эффект трехмерности изображения и гасит однообразие покраски стен, которая разделяется на 2 яруса: голубой (сверху) и оранжевый (внизу), мозаичные панно в цветовой гамме полностью соответствуют цветовой палитре стен. Расположение мозаичного ансамбля создает контраст с членением плоскости стены с помощью окраски, мозаика, накладываясь на поверхность стены, разрушает однообразность и становится самостоятельным арт-объектом.
    Нашими мастерами найдено очень смелое решение по соединению независимых частей мозаичного панно путем наложения их друг на друга: растения и цветы из нижней части мозаики, протягивая свои ветви вверх, частично перекрывают рисунок ковра, создавая при этом эффект глубины пространства. Несмотря на использование различного рисунка: на ковре использован абстрактный растительный орнамент, а внизу – стилизованный растительный пейзаж, они не только не противоречат друг другу, но и, создавая стилевое единство, дополняют друг друга, словно 2 стиля искусства, отделенные во времени, связываются друг с другом через ветви и цветы волнообразно изгибающихся растений.
    Если обратить внимание стрельчатые листья слева, то можно заметить, как они пересекают все плоскости, образованные окрашенными стенами и прямоугольником ковра. В целом, весь мозаичный ансамбль построен именно на динамическом противоборстве строгой геометрии и волнообразного движения, что создает удивительное равновесие и гармонию рисунка.
    Почва, из которой вырастаю растения, представляя собой комбинацию плоскостей, является данью персидской миниатюре; в этом проявляется склонность ар-деко к восточной тематике и соединению разнородных стилей в гармоническое единство.

восточный ковёр из мозаики в бассейне