Мозаичные полы в помпейских виллах
Невозможно даже себе представить красоту и количество мозаик, которые были в Помпеях до ужасной катастрофы, если даже сейчас они вызывают восхищение, а ведь мозаике пришлось пережить страшные события. Но, тем не менее, некоторые экземпляры очень хорошо сохранились и сейчас продолжают радовать глаз. Во времена расцвета Помпей мозаика была настолько популярна как один из дорогих и пышных способов художественной отделки зданий, что ею стали украшать не только общественные помещения, но и частные дома. Все чаше мозаикой украшают не только полы, но и стены. Каждый хозяин дома стремится, чтобы у него была хотя бы небольшая мозаичная картина, или же выложить на полу при входе изображение пса, чтобы предостеречь людей. В Помпеях хозяева домов очень часто изображали при входе сторожевых собак. Это было своего рода предупреждением, что в доме находится злая собака. Большинство изображений собак выполнено из мозаик черного и белого цвета. Есть изображение свирепых и настороженных собак, но и есть такие, которые свернулись клубочком. Это говорит о том, что жители Помпей знали толк в изобразительном искусстве и старались украсить свои жилища с роскошью и изяществом.
Мозаичное изображение на полу
Наличие мозаичного изображение на полу в домах Помпей зависело от отделки стен и назначения комнат. Но украшали мозаикой полы далеко не все хозяева домов. Самое широкое распространение получил тип пола, который представлял собой посаженные на специальный раствор обломки амфор или черепицы, которые в некоторых случаях покрывали краской. Самым простым и дешевым способом украшения полов была дробленая лава. Самой типичной ориентальной фигурой был крест, состоящий из четырех мозаик белого цвета с черной мозаикой по центру. В качестве напольной мозаики использовались кусочки мрамора, камня и смальты, имеющие очертания усеченной пирамиды. Простейшая мозаика, которая называлась tessellalum, выкладывалась из крупных кусочков, и в большинстве случаев из нее создавали геометрические орнаменты. Для мозаичных картин со сложными изображениями требовались более мелкие тессеры. Такая техника получила известность как opus vermiculalum, а картина, которая в большинстве случаев была в центре пола, называлась emblemа.Мозаика, найденная в Помпеях, пользуется большой известностью. Особенно это касается картины с изображением сюжета последнего момента битвы при Истре Александра Македонского с Дарием. Ее происхождение приписывают греческому художнику из Эритреи Филоксену, который являлся современником Александра. Картина поражает глубиной характеров и внутренним напряжением главных героев. На лице Дария можно даже увидеть ужас, жалость и беспомощность от того, что на его глазах погибает близкий ему человек. Просто поразительно, как художник смог добиться такого эффекта с помощью мозаики.
Некогда эта мозаика служила украшением пола в одной из комнат в Доме Фавна и занимала площадь, равную 15 кв.м. Чтобы изготовить такую картину, потребовалось более полутора миллионов мозаичных кубиков из натуральных горных пород. Картина поражает цельностью и многоплановостью. Сложность композиции заключается в многочисленном количестве фигур всадников и воинов, которые находятся в движении. Детали и лица прописаны с реалистичностью и точностью. При этом в мозаичной картине цветовая гамма очень ограничена. В основном используются желто-красные, белый и черный цвета. Это ограничение не связано с недостаточным количеством материала другого цвета, а подобрано согласно замыслу мастера.
Орнаменты из мозаики в Помпеях
Изумляет красотой своего орнамента мозаика, сохранившаяся в столовой одного дома. На ней изображен геометрический и растительный орнамент. Мозаика сделана из кусочков цветного мрамора и смальты зеленого, золотисто-желтого, белого, красного и синего цветов. По всей видимости, владелец дома очень гордился этой мозаикой и высоко ценил этот шедевр мозаичного искусства, потому что мозаика была прикрыта свинцовым листом, которым хозяин дома пытался защитить ее от разрушительной и ужасной катастрофы. Там же были найдены мозаики с изображением компании бродячих музыкантов или репетирующих актеров, которым придется в скором времени выйти на сцену.В одном доме полы были украшены мозаикой, изображающей морское дно. На черном фоне вокруг морского полипа плавают рыбы разных видов. На других мозаиках в помпейских домах можно увидеть различных животных и птиц. На одной мозаике изображена кошка, держащая в зубах перепелку, на другой – дерущиеся петухи. Художественный интерес представляет напольная мозаика, украшающая спальню одного из домов, на которой изображен портрет женщины. По всей видимости, портрет сделан с натуры и выглядит очень реалистично, что присуще лучшим образцам мозаичной древнеримской скульптуры.
Еще одним мозаичным шедевром является мозаика с названием «Платон в Академии». Предположительно, на ней изображены семь членов Александрийского музея. Картина состоит из мраморных кубиков и смальт, а обрамлена мозаичным орнаментом с изображением фруктов и цветов. Все мозаики различаются по стилю и форме. Помпеи, как город творческий, постоянно развивались и совершенствовались, поэтому мы и наблюдаем многообразие мозаики в ее техническом исполнении.