FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Панно из мозаики станции «Маяковская» столичного метрополитена


Станция «Маяковская» московского метрополитена была открыта осенью 1938 года. Над проектом данной станции работал известный архитектор того времени Алексей Николаевич Душкин. На возведение столичного метрополитена возлагались большие надежды, и если станции первой очереди не отличались особенным изыском в декорировании, то станции второй очереди были украшены с особенной роскошью и великолепием.

«Маяковская» относится к категории объектов второй очереди. Ее интерьер разрабатывался по принципу западноевропейского стиля ар деко. Внутреннее убранство вестибюля получилось достаточно светлым и просторным, для облицовывания арочных проемов и колон была использована нержавеющая сталь, свет переливался в гранях рифленой стали, удачно гармонируя при этом с полированным мрамором и смальтой, подчеркивая яркие краски в помещении. За разработку такого оригинального и роскошного интерьера станции «Маяковская» архитектор Душкин был награжден премией Гран-при на Международной выставке, которая состоялась в Нью-Йорке.

Над созданием уникальных и великолепных по красоте мозаичных панно, которые и по сей день украшают станцию «Маяковская» столичного метрополитена, трудился опытный мастер той эпохи А.А. Дейнека. Его руками было сотворено 35 картонов, посредством которых в мастерской В.А. Фролова, расположенной в северной столице, было создано 35 потрясающих по красоте мозаичных произведений. Абсолютно все работы, которые отличаются богатой цветовой палитрой, по сюжету и «живописному разбегу» имеют определенное сходство благодаря единой тематике. Мозаичные полотна украшены овальными плафонами, что создает ощущение простора и уюта. Человек советской эпохи, спускаясь в метро, должен был испытывать под землей чувство значимости, обеспечить которое могло только правильное освещение в вестибюле станции.

На мозаичных полотнах станции можно увидеть спортсменов, занимающихся прыжками с парашюта, передвигающиеся на фоне темно-синего неба аэропланы, линии электропередач, играющих детей, живописные сады. Естественный характер образов, единство стиля и яркость декораций соединились в одно целое в мозаичных панно. Особенное значение в них приобретает синтез декоративности и реалистичности. Мастер в первую очередь намеревался с максимальной точностью передать естественность человеческих фигур. В то же время, художник должен был обязан сделать свое произведение ярким, выразительным и энергетически положительным, чтобы зритель мог в полной мере это ощутить.

Картина создавался по правилам цветосветотени: необходимо было сделать так, чтобы плафоны излучали как можно больше света. Серебряные и золотистые оттенки мастер использовал не для фона, а для окраски объекта. На мозаичных панно советский гражданин изображался счастливым и уверенным в завтрашнем дне. Декоративный эффект мозаичных композиций советского стиля ар деко достигался благодаря оригинальному ракурсу изображения и нестандартности модуля кусочков мозаичной смальты.

Возможность достаточно широкой трактовки пластики цветового пятна, огромное разнообразие контрастных и светлых тонов подчеркивали декоративный и ненавязчивый характер мозаичных панно.
Дейнека на профессиональном уровне владел искусством размещения цветовых акцентов, тем самым ему удавалось подчеркивать целостность произведения. Такой симбиоз реальной жизни и декоративной стилизации позволял мозаичным шедеврам Александра Дейнеки приобретать эстетическую выразительность, что в определенной степени роднило их с западноевропейскими мозаиками стиля ар деко.