Витражная мастерская Российской Академии художеств
В мастерских Российской академии художеств находятся несколько специализированных мастерских. В их числе экспериментальная лаборатория художественных стекломатериалов, занимающаяся изготовлением смальты и витражного стекла. Раньше экспериментальная лаборатория художественных стекломатериалов носила название смальтоварочной мастерской РАХ.
История создания витражных мастерских Российской Академии художеств
История создания мастерских такова. В начале 17-го века в Ватикане была создана мастерская, которую с 1825-го возглавлял профессор М. Барберри. Смальта выплавлялась под наблюдением Д. Бонафеде, который потом работал в России.
В 1848-м году в России из Италии для обучения мастеров и налаживания выпуска смальт приехал профессор В. Рафаэлли со своим братом Пьетро. Для работы были приглашены рабочие Стеклянного завода. Был привлечен также П.И. Михайлов, инженер-технолог. Плавильную печь поставили на Литейном дворе Академии. Когда Рафаэлли уехал, его заменили итальянцы – мозаичный мастер Л. Рубиконди, профессор Р. Кокки, химик Д. Бонафеде со своим братом Леопольдо. Ранее все они работали у М. Барберри и знали все тонкости производства смальты.
В 1851-м году временную римскую студию закрыли. Все русские художники, работавшие там, были отправлены в Санкт-Петербург. За оборудование цехов, занимавшихся изготовлением цветного стекла, нес ответственность профессор Д. Бонафеде. Он занимался новейшим способом обработки и применения эмали. Чтобы изготовить золотые фоны мозаичных образов, находящихся в Исаакиевском соборе, была оснащена мастерская для шлифовки золоченых смальт.
На сегодняшний день мастерская производит смальту, витражное стекло и разнообразную сувенирную продукцию из стекла и смальты. Несмотря на то, что традиции мастеров стеклоделия имеют богатейшую историю, мастерская переживала и довольно трудные времена. В 90-х годах прошлого века спрос на витражное стекло и смальту, как, впрочем, и на всю продукцию стекольной промышленности, значительно снизился. Так как заказов практически не стало, лаборатория была вынуждена закрыться. Однако спустя десять лет спрос на эти изделия появился опять. Причиной для возобновления работы мастерской послужила отделка витражами некоторых станций Петербургского метрополитена, а также восстановление большого количества российских храмов на всей территории страны. Кроме того, среди населения стали очень популярными мозаичные панно и различные витражные изделия.
В основу работающей на данные момент лаборатории лег материал, который был собран за долгие годы ее существования по условиям синтеза смальты, ее составам, обработке и применению. Для работы в лабораторию были приглашены настоящие профессионалы. Это стекловары, которые в прошлом имели очень большой опыт работы с цветным стеклом на петербургском заводе Художественного стекла. Средний стаж их был более 26 лет. Кроме того, к работе были привлечены сотрудники, которые специализировались именно на стекле и имели стекольное образование. Все они являлись выпускниками кафедры стекла петербургского Технологического института.
В 1848-м году в России из Италии для обучения мастеров и налаживания выпуска смальт приехал профессор В. Рафаэлли со своим братом Пьетро. Для работы были приглашены рабочие Стеклянного завода. Был привлечен также П.И. Михайлов, инженер-технолог. Плавильную печь поставили на Литейном дворе Академии. Когда Рафаэлли уехал, его заменили итальянцы – мозаичный мастер Л. Рубиконди, профессор Р. Кокки, химик Д. Бонафеде со своим братом Леопольдо. Ранее все они работали у М. Барберри и знали все тонкости производства смальты.
В 1851-м году временную римскую студию закрыли. Все русские художники, работавшие там, были отправлены в Санкт-Петербург. За оборудование цехов, занимавшихся изготовлением цветного стекла, нес ответственность профессор Д. Бонафеде. Он занимался новейшим способом обработки и применения эмали. Чтобы изготовить золотые фоны мозаичных образов, находящихся в Исаакиевском соборе, была оснащена мастерская для шлифовки золоченых смальт.
Витражные мастерские Российской Академии художеств сегодня
На данный момент это единственная российская мастерская, которая производит смальту по старинным рецептам. Традиции этих мастерских стеклоделия были заложены очень давно, более полутора веков тому назад. Выпускаемая смальта имеет цветовую палитру, насчитывающую более десяти тысяч различных оттенков, в том числе серебряного и золотого. Мастерские Академии художеств - единственные в нашей стране производители настоящего классического витражного стекла. Выполняется работа с применением способа ручной раскатки. Высококвалифицированные специалисты, которые сегодня работают в лаборатории, имеют возможность создавать стекломатериалы с новыми заданными характеристиками.На сегодняшний день мастерская производит смальту, витражное стекло и разнообразную сувенирную продукцию из стекла и смальты. Несмотря на то, что традиции мастеров стеклоделия имеют богатейшую историю, мастерская переживала и довольно трудные времена. В 90-х годах прошлого века спрос на витражное стекло и смальту, как, впрочем, и на всю продукцию стекольной промышленности, значительно снизился. Так как заказов практически не стало, лаборатория была вынуждена закрыться. Однако спустя десять лет спрос на эти изделия появился опять. Причиной для возобновления работы мастерской послужила отделка витражами некоторых станций Петербургского метрополитена, а также восстановление большого количества российских храмов на всей территории страны. Кроме того, среди населения стали очень популярными мозаичные панно и различные витражные изделия.
В основу работающей на данные момент лаборатории лег материал, который был собран за долгие годы ее существования по условиям синтеза смальты, ее составам, обработке и применению. Для работы в лабораторию были приглашены настоящие профессионалы. Это стекловары, которые в прошлом имели очень большой опыт работы с цветным стеклом на петербургском заводе Художественного стекла. Средний стаж их был более 26 лет. Кроме того, к работе были привлечены сотрудники, которые специализировались именно на стекле и имели стекольное образование. Все они являлись выпускниками кафедры стекла петербургского Технологического института.