Мозаика ар деко
Стиль ар деко считается приемником модерна. Данный стиль появился в 20-е годы прошлого столетия, и в данный момент его популярность переживает второй подъем, так как практически все мастера искусства уделяют огромное значение данному стилю, в том числе и современные мозаичисты.
Стиль ар деко ( франц. «Art Deco») получил такое название благодаря состоявшемуся в 1925 году в Париже мероприятию под названием «L Exposition internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes» — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств». На этой выставке были представлены самые передовые произведения того времени. После проведения данного мероприятия наметился «взлет популярности» стиля ар деко, который считается заключительным этапом в развитии искусства модерновой эпохи.
Ар деко – художественный стиль декорирования интерьера, изделий прикладного искусства, ювелирных украшений, дизайна промышленной продукции и прикладной графики. Это единственный стиль, который не имеет конкретных границ. Мастера, работавшие в этом направлении, находили вдохновение в самых разнообразных источниках
Известный архитектор Ле Корбюзье отзывался об этом стиле так: «Его приверженцы создают роскошный дворец, чтобы продемонстрировать, как цветочный бутон, декорирующий когда-то ручку зонтика, украшает теперь спинку кресла».
Для мозаичных произведений стиля ар деко было характерно наличие извилистых линий. Тематика мозаик тут весьма разнообразна и специфична – мастера в своих произведениях отражали морские сюжеты и изображали фантастических животных и удивительных насекомых. Среди излюбленных тем мозаичистов – композиции с изображением бабочек, стрекоз, лебедей, павлинов, драконов. При этом в мозаичных картинах мастера того времени не допускали применение строгих геометрических форм – прямых линий и углов, широких плоскостей, окружностей.
Стиль ар деко вобрал в себя элементы всех допустимых форм ретро и являлся точкой отсчета для индивидуальных решений. В нем удачно сосуществовали элементы ампира, египетские мотивы, идеи экспрессионистов, сюрреалистов и постимпрессионистов, которые прекрасно сочетались с формами китайского, восточного, японского китайского искусства. Ар деко представлял собой нечто специфическое, которое исключает все поточное и соединяющее несоединимое.
Данный стиль сформировался и начал набирать популярность в тот бездуховный период между двумя войнами, когда культура была абсолютно разрушена, эстетические идеалы уничтожены. Улучшить ситуацию должен был именно стиль ар деко, задача которого заключалась в том, чтобы создать образ обеспеченной и благополучной жизни. Его можно считать последним «роскошным стилем» европейских столиц, который специально обращен к ретро. Мозаичное искусство начинает возрождаться и становится популярным и востребованным способом декорирования интерьера, в котором могли комбинироваться элементы различных стилей. Декорирование мозаикой предметов мебели, стен и потолков помещений подчеркивали в интерьерах помещений индивидуальность и неповторимость.
Следует отметить, что в СССР стиль ар деко появился и приобрел актуальность на рубеже 30-40 годов прошлого столетия. Мозаика стала широко применяться в качестве декоративного аксессуара различных государственных и общественных заведений. Гостиницы, отели, рестораны украшались мозаичными композициями. Особенно заметно стиль ар деко проявился в декорировании столичного метрополитена имени В. И. Ленина. Множество станций подземки украшено мозаичными композициями.
В частности, станцию «Комсомольская» декорируют мозаичные панно, посвященные теме получения независимости русского народа. Целых восемь мозаичных композиций находится на потолке вестибюля станции «Комсомольская». Изготовлены данные мозаики из смальты и ценных камней. На них изображены знаменитые полководцы и освободители отчизны. На шести мозаичных полотнах станции «Комсомольская» мозаичисты составили образы Кутузова, Пожарского, Минина, Суворова, Александра Невского и других выдающихся персонажей исторической России.
На станции «Маяковская» представлены мозаичные картины, изготовленные из смальты. Они располагаются в нишах вестибюля станции. В основе сюжета мозаичных произведений лежит тема «Сутки советского неба». Данные мозаичные произведения можно считать ярким примером того, как мастера той эпохи гармонично использовали элементы сталинского неоклассицизма со стилем ар деко. Пол станции «Маяковская» выслан мрамором и гранитом, а путевые стены диоритом и мрамором.
Популярность стиля на сегодняшний день достаточно высока. Ар деко рассматривается в современных условиях как индивидуальный и специфический стиль, который напрямую влияет на развитие массовой культуры.