FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Альбрехт Альтдорфер


Становление и эволюция творчества

Альбрехт Альтдорфер (1480-1538) – немецкий живописец и график. Родился в Баварии, в городе Регенсбурге. Его отец Ульрих Альтдорфер тоже был художником. Покровителем Альбрехта был сам император Священной Римской империи Максимилиан I. В его ранних работах прослеживается влияние Дюрера, а также Михаэля Пахера.

Альтдорфер – художник-новатор. До него пейзаж играл незначительную роль и был невыразительным, по сравнению с задним планом. Из-под руки мастера вышли десятки рисунков и гравюр (а также две картины), в которых природный ландшафт – главное действующее лицо, а человеческие фигуры полностью отсутствуют. Особенностью этих работ было то, что они были написаны не с натуры, а по памяти, в мастерской. Часто на одной картине художник объединял виды, которые он видел в разных местах. «Чистый пейзаж» оказался востребованным, он нашел своих ценителей и заказчиков.

Альтдорфер – яркая индивидуальность. Его излюбленным материалом была тонированная бумага. На ней он рисовал живыми динамичными линиями. Его рисунки похожи на эскизы, в них есть некоторое сходство с романтической живописью. В штрихах выражается настроение – пейзаж Альтдорфера может быть веселым, умиротворенным или, наоборот, тревожным. Например, «Вид Дуная у Саргминштейна», созданный пером, явно передает светлую радость жизни, любование чудесной красотой природы. Этот рисунок, удивительно целостный и гармоничный в композиции, обладает особой динамикой. Он похож на музыку, у линий и штрихов есть особый ритм. Его работы были очень необычными для того времени. Они сильно отличались от четко прорисованной, строгой графики Дюрера.

Альтдорфер не сразу стал таким самобытным автором. Вначале его, несомненно, талантливые произведения не сильно отличались от работ современников. Это видно в гравюре «Усекновение головы Иоанна Крестителя» – вполне стилистически традиционное для того времени произведение. Но постепенно происходит эволюция творчества и появляются работы, в которых заметен явный интерес к радостям бытия, к тому прекрасному, что есть в жизни каждого человека. Сюжетам его рисунков пером стали влюбленные пары, природа и др.

Дальнейшие эксперименты в графике

Альтдорфер был настолько увлечен графикой, что на два года совсем забыл о живописи. Он не только вводит новый жанр в изобразительное искусство, но, по сути, и новую технику – рисунки на тонированной бумаге (лист окрашивался какой-либо одной краской, поверх наносился рисунок). Он экспериментирует с цветом фона – пробует зелёный, синий, коричневый, фиолетовый, красный и голубой. Освященные части предметов выделяются белой краской. Это очень красивый художественный эффект. Например, на рисунке «Дикие люди» белые линии создают удивительное ощущение легкости изображения, света, объёма. Листья деревьев сияют от яркого света, тела дикарей благодаря светлой прорисовке рельефные и живые. Этот прием Альтдорфер использовал многократно, что делало его работы волшебными, светящимися и загадочными.

Характерная черта таланта Альтдорфера в том, что он удивительный колорист. Это делает особенными и его графику, и живопись. Эти два вида художественного творчества у Альтдорфера проникают друг в друга. Живопись выглядит графичной, его гравюра и рисунки выглядят живописными. Например, листья деревьев в картине «Лесной пейзаж с битвой святого Георгия» как-будто прорисованы пером. Они настолько детально изображены, что это завораживает. Кажется, они вот-вот зашевелятся от дуновения ветерка. А замечательный «Пейзаж с лиственницей» обладает необычайно текучей плавной живой линией. Несмотря на то, что произведение черно-белое, зритель просто очарован красотой открывшегося вида. На переднем плане стоит одинокая лиственница, вдаль уходит горный пейзаж с замком и домиками. Кажется, что «Лиственница» написана маслом.

Графика на библейские сюжеты

Большинство произведений Альтдорфера имеют религиозный характер. Прекрасным примером произведения на эту тематику является рисунок «Христос в Гефсиманском саду». Это иллюстрация последних часов жизни Иисуса перед казнью. На переднем плане – спящие апостолы, самая заметная фигура – молящийся Христос. В ограду сада уже входят вооруженные люди, которые готовятся схватить Спасителя. Большую часть пространства занимают раскидистые деревья, которые выглядят спокойно, но грустно. Сама природа печалится о том, что должно произойти.

На службе у государя

Альтдорфер творил для своего покровителя Максимилиана. Вместе с другими художниками по заказу императора он украсил поля молитвенника (25 листов, основная часть принадлежит Дюреру). Альтдорфер блестяще справился со своей задачей, виртуозно изобразив орнаменты и святых. Рисунки выглядят воздушными, легкими, утонченными.

Альтдорфер также сделал серию гравюр, иллюстрирующих моменты жизни Максимилиана. Выполняя этот заказ, он работал рука об руку с Дюрером. В этих произведениях есть явная перекличка с творчеством главного мастера немецкого Возрождения. Линии становятся более четкими, чем обычно, силуэты более ясно очерченными, но все же произведения сохраняют индивидуальный стиль автора.

Изящные, полные поэзии, очень оригинальные работы Альбрехта Альтдорфера сейчас хранятся во многих музеях мира – Лувре, Национальной Лондонской галерее и многих других, а также в монастыре Святого Флориана.