FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Флорентийская архитектура


В XV веке Флоренция оказала значительное влияние на развитие архитектуры в Италии, а затем уже в Европе. Впервые правила архитектуры Возрождения были сформулированы и применены именно в этом городе. Сегодня этот город сражает гостей и жителей бесконечной красотой Ренессанса.

Расцвет Флоренции

Основанная в 59 г. до н.э. как романская колония Флорентина, лишь в XI веке свободная коммуна Флоренция начала процветать в политическом и экономическом плане. К XV веку город достиг апогея своего великолепия, особенно благодаря таким флорентийским гениям как архитекторы Филиппо Брунеллески и Леон Баттиста Альберти, как художники Мазаччо, Паоло Уччелло и Сандро Ботичелли, как скульпторы Донателло, Лоренцо Гиберти и Лука делла Роббиа. И, конечно, нельзя забывать Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи.

Проникновение архитектурного стиля Ренессанса во Флоренцию – это не плавная эволюция из предыдущих стилей, а, скорее, осознанное и быстрое развитие силами архитекторов, желающих оживить золотой век античности. Особого упоминания достойны члены семьи Медичи, ведь именно они оказывали сильную поддержку гениям той эпохи и тратили невероятные деньги на создание очередного шедевра. С XIII по XVIII вв. Флоренция в основном находилась под управлением этой семьи.

Новый стиль отодвинул на задний план сложную систему пропорций и неправильных симметрий средневековых зданий, при строительстве которых отдавалось предпочтение больше интуиции, а не математическим расчетам. Пришло время симметрии, пропорции, геометрии и элементов античной архитектуры – пилястр, колонн, полукруглых арок и полусферических куполов.

Шедевры архитектуры

Флоренция – это сосредоточие многочисленных шедевров искусства и архитектуры. Собор Санта-Мария дель Фьоре считается первым вестником Возрождения благодаря уникальному куполу. Создатель купола - Филиппо Брунеллески (1377-1446), архитектор и ловкий инженер, которому, собственно, приписывают возникновение ренессансной архитектуры. Сохранив готические ребра, он использовал структуру купола древнеримского Пантеона. Купол выложен из красного кирпича, без лес (опор), следуя законам физики и математики. Это один из самых больших куполов каменной кладки. Другие проекты архитектора - базилики Санто-Спирито и Сан-Лоренцо, Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата, где также расположена базилика с одноименным названием (архитектор Качини). Базилика, здание в форме прямоугольника, имеет внутренний двор, который окружен аркадами – чередой арок с колоннами.

Другая ключевая фигура в развитии флорентийской архитектуры Возрождения – Леон Баттиста Альберти (1402-1472), писатель-гуманист и проектировщик, автор книги «О зодчестве». Альберти украсил Флоренцию двумя проектами: роскошным дворцом Ручеллаи и фасадом базилики Санта-Мария Новелла. Дворец представляет собой роскошный особняк с чертами античной архитектуры: использование пилястр, разделяющих этажи, антаблементов в пропорциональном соотношении. В фасаде Санта-Марии Новеллы также появились классические римские элементы: колонны, пилястры, фронтон. По рисункам Альберти были построены здания и в других городах Италии.

Севернее от Санта-Мария дель Фьоре находится палаццо Медичи Риккарди архитектора Микелоццо ди Бартоломео. По структуре дворец схож с палаццо Ручеллаи: простота композиции, ярусное членение, пилястры, полукруглые окна. Здесь жила семья Медичи, о чем свидетельствует семейный герб, украшающий фасад.

После пересечения моста Понте Веккио через реку Арно начинается квартал Ольтрарно с палаццо Питти, самым большим дворцом во Флоренции. Предполагается, что автором дворца является архитектор Лука Франчелли, ученик Брунеллески. На этом же берегу находятся великолепная базилика Санто-Спирито (Брунеллески) и церковь Санта Мария дель Кармине с фресками Мазолино, Мазаччо и Филиппино Липпи.

Еще одно знаменитое здание Ренессанса – трехэтажный палаццо Строцци архитектора Джулиано да Сангалло, который был построен для богатой семьи Строцци. При создании этого проекта в качестве образца выступал дворец Медичи-Рикарди.