Собор Святого Петра в Риме
Всемирно известный римский собор Святого Петра находится к западу от центральной части Рима – в суверенном государстве Ватикан, на правом берегу реки Тибр. Это главная церковь католицизма, его самый большой духовный центр.
История
История собора восходит к началу христианства. Он был построен на месте захоронения св. Петра неподалеку от цирка Нерона, в котором был казнен апостол, как и многие христиане. Обелиск, украшающий площадь Святого Петра, собственно, стоит на месте этого цирка.
Уже со II века здесь стояло небольшое здание в память о Петре. Но именно император Константин (272-337) велел построить на этом месте большой собор с пятью нефами. Строительство началось в 319 году. С тех пор собор неоднократно восстанавливался, увеличивался, хорошел. К XIV веку собор практически превратился в руины. Папа Николай V велел отреставрировать и увеличить собор согласно проекту Бернардо Росселино. После смерти Николая V работы были приостановлены. Спустя полвека Папа Юлий II (1503-1513) решил построить новый собор. Главным архитектором был назначен Донато Браманте. Он выбрал план в виде греческого креста (все концы одинаковой длины) с куполом в центре, вокруг которого планировалось соорудить еще четыре малых купола. При жизни архитектора появились четыре колонны, которые должны были служить в качестве опоры для купола.
После кончины Браманте в 1514 году строительством занимались различные архитекторы, которые вносили свои изменения, а именно Микеланджело Буонаротти, ставший главным архитектором (1547). К моменту смерти Микеланджело в 1564 году был построен только тамбур купола. Строительство самого купола было завершено в 1590 году архитекторами Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана. По просьбе папы Павла V архитектор Карло Мадерно увеличил одну из веток креста до образования латинского креста. Затем собор стал центром христианства, привлекая паломников и туристов со всего мира.
Фасад
Главный фасад был закончен архитектором Карло Мадерно в 1614 году. Он легко изменил концепцию Микеланджело, увеличив нартекс до 114,7 метров. Мадерно также установил большие колонны у стен здания, как было предусмотрено в чертежах Микеланджело. Фасад высотой в 45,5 метров увенчан статуями Христа, Иоанна Крестителя и всех апостолов, за исключением святого Петра. Высота статуй – почти 6 метров. С каждой стороны здания ангелы поддерживают огромные часы, украшенные орнаментами и папским гербом. Эти элементы были добавлены в начале XIX века и являются творением Джузеппе Валадье.
Нартекс
Путь в базилику святого Петра пролегает через нартекс (приемный зал) церкви, где находятся статуи Карла Великого и императора Константина. Пять дверей ведут из нартекса к нефу собора. Центральная бронзовая дверь «Святые ворота» с 16-ю бронзовыми панно была создана в XV веке скульптором и флорентийским архитектором Филаретом.
Интерьер
Монументальный интерьер базилики содержит множество бесценных сокровищ из бронзы и мрамора, созданных великими скульпторами Возрождения. Базилика площадью 15000 м2 вмещает порядка 60 000 человек. Пол и стены отделаны разноцветным мрамором. Четыре монументальные колонны разделяют три нефа, где находятся медальоны с изображением пап. Интерьер украшен множеством различных скульптур, в том числе статуей св. Петра, знаменитой «Пьетой» (оплакивание Христа девой Марией) Микеланджело. На перекрестке трансепта возвышается шедевр барокко – огромный 26-метровый балдахин из бронзы со «скрученными» колоннами. Он стоит на папском алтаре, над могилой апостола Петра. Поражает размерами и огромный купол Микеланджело: диаметр – 42 метра, высота от пола – почти 137 метров. Купол украшен мозаиками, изображающими небесное царство, которые освещают шестнадцать окон, расположенных у основания купола.
Площадь Святого Петра
Отдельного упоминания заслуживает площадь Святого Петра, которая простирается перед собором. Это грандиозная эллиптическая площадь была создана в середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Площадь «окаймлена» большими колоннадами. Она украшена фонтанами и ранее упомянутым египетским обелиском, который был привезен в Рим в 37 г. н.э.