FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Мастера немецкого Возрождения


Техника немецкой графики

Когда мы говорим о немецкой графике, речь идет, прежде всего, о гравюре. Гравюра – это отпечаток на бумаге, сделанный с доски, на которой особым образом было вырезано изображение. Основой для оттиска могли быть дерево, металл или камень. Гравюра – это не просто копия для тиражирования, это особое художественное произведение. Каждый отпечаток был создана непосредственно автором, она соответствует его замыслу, все штрихи принадлежат ему. Поэтому, можно сказать, каждая гравюра – это такой же подлинник, как если бы автор лично создал бы графическое произведение на листе бумаге.

Альбрехт Альтдорфер – мастер немецкого Возрождения, который, кроме гравюр, создал большое количество рисунков пером, среди них, например, «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1517). Этот рисунок он выполнил на тёмно-коричневой тонированной бумаге. Альтдорфер не только использовал необычный на то время вид графики, но и стиль его сильно отличается от строгих, четко-прорисованных гравюр Северного Возрождения. Образ Саломеи воздушный и округлый, женственный, ни одной четкой линии, везде текучие. Только в его графических произведениях можно было увидеть такие естественно тонкие, легкие развеиваемые ветром волосы, такие натурально мягкие складки ткани. Рисунки Альдорфера в какой-то мере живописные.

Изображения людей, сделанные его современниками, выглядят значительно более жесткими в том смысле, что мягкость, тонкость, нежность фактуры не передается на их произведениях. Даже гравюра Альтдорфера благодаря тонким штрихам выглядит похожей на полотно, написанное красками. («Искушение отшельника», 1506). Другие авторы тоже создавали рисунки, но у Альтдорфера они имеют самостоятельное значение, а зачастую художники обращались к графике в качестве подготовительных набросков для будущих живописных полотен. Таковы, например, работы Матиаса Нитхардта (Грюневальда). Это произведения дают возможность лицезреть этапы создания живописного произведения, но и сами по себе они очень интересны. («Христос в виде короля с двумя ангелами, несущими шлейф его мантии», 1514, Берлин, Гравюрный кабинет)

Зарождение и развитие гравюры в Германии

В Европе гравюра появилась приблизительно в XV веке и быстро стала популярным видом искусства. Вначале медные гравюры делали искусные ремесленники, которые обладали художественными навыками и способностями. Они создавали для церкви изображения святых. Но были также и светские заказчики, так появлялись изображения рыцарских турниров, битв, иногда на другие темы. Также с помощью гравировальной техники создавались учебные материалы для ювелиров – делались копии различных орнаментов.

Дешевые гравировочные листки продавались на ярмарках и рынках. Они украшали жилье простых трудовых людей. В то же время гравюра стала средством массовой информации. Она позволяла быстро делать копии и использовалась как средство передачи важных сведений и пропаганды. Например, выдающийся художник Лукас Кранах Старший печатал в своей типографии листовки для Мартина Лютера, тем самым служа Реформации.

Первыми гравюрами, имеющими значительную не только и историческую, но и художественную ценность, были работы так называемых мастеров игральных карт. Эти мастера были востребованы, так как на карты был большой спрос. Печатные работы этих мастеров первой половины XV века хранятся в Гравюрном кабинете в Дрездене в Национальной библиотеке в Париже. Их имена неизвестны, среди исследователей есть такие варианты обозначения мастеров – Мастер E.S. (Мастер 1446 года), Мастер Нюрнбергских страстей и т.п.

В 1448 году рождается первый выдающийся мастер гравюры, гениальный Мартин Шонгауэр. Его произведение – настоящий переворот в немецкой графике. Они разнообразны по тематике, масштабны по замыслу, инновационны по способу исполнения и психологичны. Самое известное произведение – «Большое несение креста». Если взглянуть на «Благовещение» Шонгауэра, то можно увидеть многообразие переходов тонов, различные способы штриховки и объёмность изображение - все это не свойственно более ранней графике.

Конечно же, самым выдающимся мастером гравюры был Альбрехт Дюрер, автор серии работ «Апокалипсис» и «Жизнь Марии». Образы Дюрера отличаются аллегоричностью и почти скульптурной четкостью. Один из художественных приемов первой серии – контраст белого и черного. Резкие, короткие вздыбленные штрихи создают ощущение мрачной тревоги. Второй же цикл, в противоположность «Апокалипсису», имеет совершенно другой ритм - спокойный, умиротворенный. «Обрезание Христа» - прекрасный пример гармоничной композиции и изображения пространства. Величественный Иерусалимский храм, стены которого украшены великолепными орнаментами, контрастируют с роящейся толпой, присутствующих при этом событии. Но группа людей, довольно многочисленная, не нарушает гармонии и не создает суеты. Такой же лиричностью пронизаны все гравюры, посвященные жизни святой семьи. Очень лаконичное, несмотря на множество мелких деталей, произведение из этой же серии – «Встреча Марии и Елизаветы». Пространство четко разделено. На переднем плане – фигуры святых женщин, и окружающие их декорации, на заднем - прекрасный палестинский горный пейзаж. Удивительно, как виртуозно автор создает ощущение перспективы в черно-белом цвете. Конечно, «Жизнь Марии» не претендует на историческую достоверность. Дюрер, как и современники, например, Лукас Кранах Старший, любил изображать библейских и других персонажей древности в одежде, которую принято было носить в Германии в XVI веке.

Графика позднего Ренессанса


К первой половине XVI века относятся произведения крупнейшего мастера позднего Возрождения Ганса Гольбейна Младшего (ок. 1498-1543). Уже одно из его ранних произведений говорит о новом этапе в развитии немецкой графики – рисунок «Христос на кресте» (1519). Иисус изображен сидящим на положенном на землю кресте. Фигура свидетельствует о хорошем понимании анатомии, владении рисунком с натуры. Поза естественна, но крайне экспрессивна. Его произведения уже лишены религиозного исступления, свойственного, например, Нитхардту (Грюневальду), и в то же время они загадочны, иногда исполнены мистицизма. С одной стороны, его творчеству свойственна рациональность, с другой – оно полно противоречий. Яркое свидетельство – самый известный цикл его работ «Пляски смерти», задуманный как рисунок для украшения кинжала. В этой серии гравюр изображены люди всех сословий и возрастов, занимающихся повседневными делами, и объединены эти изображения одним неизменным персонажем – живым скелетом, который также участвует в происходящем. Смерть вместе со служанкой помогает одеться знатной даме, придерживает немощного старика, идущего по улице, погоняет скот пашущего крестьянина. Все это напоминание о том, что «у всех людей один конец…все идут в одно место… все возвратятся в пыль», как сказал премудрый Соломон.