Лукас Кранах Старший
Начало карьеры
Лукас Кранах Старший (1472-1553) – немецкий график и потомственный живописец - дед и отец Ганс Моллер тоже были художниками (в некоторых источниках – Малер, ср. с нем. «der Maller» – «художник»).
Кранах – ненастоящая фамилия. Как было принято в то время, Лукаса именовали именем города, из которого он был родом. Герцог Саксонский Фридрих III Мудрый сделал его придворным живописцем. Кранаху также был дарован дворянский титул. Покровитель Лукаса окружал себя гуманистами, его дворец был украшен картинами на древнегреческие и древнеримские мифологические сюжеты. Такие умонастроения при дворе привели к тому, что Лукас Кранах по сути стал первым немецким художником, который активно и часто использовал античные сюжеты в своих произведениях. Раньше в Германии их изображали только некоторые мастера гравюры, и то это было редким явлением.
Со временем Лукас Кранах Старший возглавил художественную мастерскую, он имел более десятка подмастерьев. Там также издавались книги. Плодотворная творческая жизнь не помешала этому гениальному художнику попутно заниматься торговлей винами и лекарствами. Вскоре он стал самым богатым бюргером города. Его не раз избирали главой городского управления.
Курфюрст-покровитель заказывал Лукасу Кранаху Старшему свои портреты. Ксилография давала возможность тиражировать произведения. Таким образом, изображения Фридриха Мудрого, то охотника, то зрителя на турнире быстро расходились по всей Германии среди горожан и крестьян. Это, конечно же, способствовало росту популярности князя среди народных масс. Другом и ровесником Лукаса Кранаха был Дюрер, величайший мастер гравюры, который, несомненно, оказал на него влияние.
«Апостолы»
В 1515 году появляется серия «Апостолы». Эта группа произведений, безусловно, является шедевром. Ближайшие ученики Христа выглядят весьма величественно. Античное влияние выражено в том, что их окружают маленькие смешные амуры – языческие персонажи. Скорее всего, здесь смешались два образа: крылатых греческих божков и ангелочков. Эти существа, как и орнаменты, являются частью декоративной графики заднего плана. Этот эффект придает героям дополнительную значительность, на таком фоне они кажутся гигантскими.
Апостолы наделены индивидуальностью. Например, Иоанн, любимый ученик Христа – безбородый задумчивый юноша. Благовестник Павел – мудрый старец, повидавший жизнь. Он идёт, опираясь на посох, в руке несёт тяжелую книгу. В этих произведениях есть воля к жизни, некоторая напряженность, даже вызов. Такой мятежный дух прослеживается не случайно – Кранах был сторонником Реформации (он является автором нескольких портретов своего друга Мартина Лютера, а также его близких родственников).
Другие евангельские сюжеты и изображения святых
Приближенное положение художника к курфюрсту косвенно прослеживается в произведениях, казалось бы, не связанных с жизнью герцогства. Изображения фамильного герба встречаются в гравюрах на религиозную тематику, например, на оттиске «Архангел Михаил с весами и мечом». Божий посланник выглядит великим. У него мощные, сильные крылья. Он готовиться обрушить свой меч на мерзких дьявольских существ, которые на фоне могущественного ангела выглядят жалкими и беспомощными, словно это какие-то ящерицы, которых можно раздавить ногой. Графика этого произведения отличается контрастностью – четкое распределение света и тени.
Сюжеты из жизни Иисуса были применены в качестве сатиры. В 1517 году Мартин Лютер прикрепил свои знаменитые 25 тезисов к церкви Виттенберге. А в 1521 году появляется серия очень выразительных парных графических произведений, дополняющих друг друга. На одном Христос плетью выгоняет торговцев из Иерусалимского храма, а, как параллель, на другом – Папа Римский принимает деньги от торговли индульгенциями. Христу, который как слуга моет ноги своим ученикам, противопоставляется Папа, вынуждающий германского императора целовать себе туфлю. Какое смелое и откровенное обличение! Эта пощечина по лицу католической церкви стала тиражироваться в личной типографии Лукаса Кранаха. Группа изображений получила название «Деяния Христа и Антихриста». Точно не установлено, является ли Кранах автором этих произведений, но то, что они были созданы в его типографии и под его руководством, нет сомнений. Там же издавались книги и листовки Лютера.
Святые женщины у Лукаса Кранаха наделены прелестными чертами. Их образы не отличаются глубиной. Акцент делается на трогательную беззащитность и женственность. Пример этому - гравюра «Святая Варвара». Красавица-мученица, по преданию, жившая в Сирии в начале IV в., одета, как средневековая европейская принцесса. Складки одежды подчеркивают изящную хрупкую фигуру, ветер развеивает очаровательные локоны. В руках у девушки чаша для причастия, на заднем плане башня с тремя бойницами – символ данной мученицы. В этом произведении видно зарождение маньеризма – переходного этапа между Ренессансом и рококо.
В гравюре «Святой Георгий» герой изображен, как победоносный рыцарь. Как и в случае св. Варвары, внешний вид не соответствует тому, каким он должен быть по преданию. Капподокийские воины носили римские доспехи, а на гравюре мы видим средневековые кольчугу и латы. Взгляд героя решительный, ему прислуживают два ангелочка, подавая шлем и наплечный щиток. На заднем плане пейзаж со сценами из жития. Например, вдалеке виднеется изображение девушки, которая ведет на привязи страшного змея, побеждённого силой молитв Георгия.
У Лукаса Кранаха Старшего было много учеников, но самым талантливым из них был его сын – Кранах Младший, который возглавил мастерскую отца после его смерти. Его старший брат Ганс тоже был художником, но менее значительным.