FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444
Болонская школа

Термин «болонская школа» принято относить к 1585 году, моменту основания братьями Каррачи «Академии вступивших на правильный путь». Однако следует отметить, что еще в конце XIV века живопись Болоньи занимала видное место в итальянском искусстве и отличалась особой экспрессией и специфической характерностью образов (росписи церквей Болоньи).

Существование Болонской академии живописи неразрывно связано с творчеством периода барокко, его расцвета. Основополагающая линия этой школы – эклектизм. Художники не искали принципиально новых приемов в изобразительном искусстве, а пытались тщательно изучить и синтезировать изобразительные, экспрессивные приемы, заложенные в шедеврах мастеров прошлого, в основном они ориентировались на период Высокого Возрождения (период 1500-1527 гг.). Родоначальниками школы являются братья Карраччи: Людовико, Аннибале и Агостино, убежденные в том, что современное им искусство стало безжизненным и для его возрождения необходимо исследовать, изучать произведения мастеров прошлого. В школе преподавалось искусство письма, работа с перспективой, давались обширные познания по истории, мифологии, практиковался широко рисунок с натуры, особенно мгновенные зарисовки, изучались подробно особенности анатомии человека, истории живописи (в контексте изучения шедевров Ренессанса, особенностей письма, манеры художников указанного периода). Перед учениками ставилась задача достичь совершенства, которое нашло свое воплощение в полотнах известнейших мастеров.

Основные направления ориентирования болонской школы: изучение античности, изучение и подражание мастерам Ренессанса: Микеланджело (в рисунке и передаче движения), Тициану (колорит), Рафаэль (композиция), Корреджо (светотеневая моделировка). Для понимания болонской школы нужно последовательно рассмотреть творчество основных ее представителей.

Братья Карраччи

Людовико Карраччи начал обучение у Просперо Фонтаны, затем для изучения полотен известных мастеров совершил путешествие во Флоренцию, Венецию, Мантую. В его ранних произведениях отмечается влияние Бартоломео Чези, итальянского художника, в творчестве которого нашло слияние натурализма и канонического религиозного искусства. От Чези в творчестве раннего Людовико Карраччи появляется простая и строгая композиция («Благовещенье»). Творчеству его присущ определенный монументализм, анатомическая точность и красота, берущая начало в античности, сплав элементов творчества Микеланджело, Корреджо (фрески церкви Сан-Микеле-ин-Боско). В работах Людовико присутствует символизм («Св. Себастьян»), некоторые исследователи выделяют в его творчестве особый пафос, считают родоначальником жанра «страдальческого пафоса». Своеобразный стиль его работ демонстрирует не только особенности болонской школы, но и сходство с известными шедеврами живописи.

Агостино Карраччи учился у Просперо Фонтаны и Доменико Тибальди. На его творчество большое влияние оказал брат Людовико. Агостино обладал большими познаниями по теории искусств, мифологии, преподавал их в Болонской школе. Наиболее значимые выполнены совместно с братом Аннибале и Людовико («История Ромула», «История Ясона и Медеи»), вершиной его искусства считается «Причащение св. Иеронима». Наиболее известны его гравюры, отличающиеся большим искусством исполнения («Распятие», «Богородица с младенцем»).

Аннибале Карраччи наиболее известен из трех братьев. Известны его картины на мифологические темы, в которых прослеживается влияние античного искусства и венецианцев («Венера и Адонис»), в них присутствует великолепный, живой колорит, анатомизм и передача красоты человеческого тела, присущая Ренессансу, но настоящая слава приходит к Аннибале с росписями в Палаццо Фарнезе. В росписях Аннибале опирался на принципы, предложенные Микеланджело в росписях Сикстинской капеллы, но, в то же время, в отличие от Ренессанса и его углубленной монументальности, в росписях Аннибале присутствует выраженная барочная основа – преобладание декоративного эффекта над глубиной живописи. К лучшим произведениям Аннибале Карраччи принадлежат пейзажи, в которых пейзаж выступает как эмоциональное сопровождение действия. В начале XVII века в его пейзажных полотнах появляется особая черта: пейзаж, доминирующий над действием в картине («Бегство в Египет»). Композиция пейзажей Карраччи логична, неподвижна и уравновешена. Аннибале Карраччи считается создателем «возвышенного» стиля, а также он известен как мастер жанровых полотен, которые отличает реализм и непринужденность письма («Портрет музыканта»). В рисунках Карраччи проявляется достоверность, реалистичность, непринужденность. В этом противоречие между догматами болонской школы, которые требовали монументализма и условности в создании образа и естественной манерой письма художника.

Другие представители болонской школы

Болонская школа объединяла ряд талантливых художников, среди которых известен Гвидо Рени, ставший впоследствии главой классической живописной школы в Риме. Рени пытался сочетать принципы болонской школы и нововведения Караваджо («Распятие св. Петра», «Самсон-Победитель). Ренессансную монументальность и классичность он сочетает с акцентировкой на нравственных принципах, лежащих в основе действий персонажей, использует сильные контрасты и моделировку фигур, динамику композиции, усиленную драматизацию действия («Избиение младенцев»). Не чужд Рени в своем творчестве и бытописательства. Влияние творчества Рафаэля и античных образцов проявляется в росписях плафона палаццо Роспильози. Творчество Рени приобрело много почитателей, и его художественная манера, особенно в поздний период, говорит об усилении классицистического начала в его творчестве, сохраняющего, тем не менее, барочное изящество, утонченность, манерность и определенную верность идеалам болонской школы в интересе к полотнам мастеров Возрождения.

Также известен Доменикино Цампьери как ученик болонской школы. Шедевром его творчества считается «Исповедь св. Иеронима». Его творчество характеризуется значительно меньшей условностью, чем это было предписано художественной манерой болонской школы. Его работам свойственна великолепная техника рисунка, выразительность в изображении персонажей, ландшафтами во фресковых работах. В алтарных композициях Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) проявляется барочная манера исполнения, соединение элементов караваджизма и академизма («Погребение и взятие на небо св. Петрониллы»): жизненность и драматизм, светотеневые контрасты и композиционная динамика с барочным декоративизмом. Из болонской школы наиболее известны также Франческо Альбани и Карло Чиньяни. Всем представителям болонской школы свойственен академизм и выраженное влияние Ренессанса.

Болонская школа дала толчок академическому образованию, систематизировала художественное образование, подготовила появление классицизма, ее ученики и последователи были искусными художниками, но, к сожалению, ориентировка на полотна мастеров Ренессанса привела к тому, что искусство мастеров прошлого всегда чувствуется в полотнах последователей болонской школы, оно подчиняло их себе и сковывало проявление индивидуальных черт мастера.