Скульптура Древней Греции
В современной науке принято делить искусство Древней Греции на следующие периоды:
• Крито-микенская культура.
• Греческая архаика.
• Греческая классика.
• Эллинистическое искусство.
Крито-микенская скульптура
Крито-микенская культура, или эгейская, относится к концу III-середине II тыс. до н.э., центром ее был остров Крит. Открытие этой культуры связано с именем Генриха Шлимана, археолога-любителя, страстного почитателя творчества Гомера.
Эта культура известна в основном своими комплексами архитектурных построек, напоминающих лабиринт, образцами искусной керамики, великолепными фресками Кносского дворца. Из скульптуры известно немногое. Чаще встречается мелкая скульптура с изображением женщин. В ней присутствует некая асимметричность и изломанность, волнообразность, свойственная и критским постройкам («Богиня со змеями»). Критская культура погибла, как предполагают ученые, в результате сильнейшего извержения вулкана, но около трех столетий на греческом материке существовала близкая ей микенская культура, отличавшаяся большей строгостью скульптурных форм («Женская голова из Микен», XIII в.). Около XI в. до н.э. начинается сложный период в греческой истории, он связан с вторжением дорийских племен, стоявших на более низком уровне развития, которые принесли более примитивные формы скульптуры. Деревянные идолы дорийцев не дошли до наших дней, сохранились только мелкие глиняные статуэтки, тяготеющие к простейшим геометрическим объемам и похожие на произведения мастеров первобытного строя («Статуэтка пахаря» из Беотии, VI в. до н.э.).
Архаика
В искусстве греческой архаики видны черты предшествующих периодов и формирования общества, основанного на принципах республиканского правления. В скульптуре начинают возникать те формы, которые будут развиты в последующие периоды.
В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей (куросов) и задрапированных молодых девушек (кор). Скульпторов этого периода интересует молодость человека, расцвет его сил, что подчеркивается конструктивными особенностями статуй, которые создавали обобщенный образ идеального человека. Скульпторов интересует фигура, ее анатомия, лица же не выражают индивидуальных черт характера, но скрывают намек на наличие разнообразных переживаний. Статуи куросов носят отчетливое влияние строгого дорического стиля, а фигуры кор – ионийского. Искусство Греции и в последующие века будет сочетать эти два варианта – дорийскую строгость и ионийскую грацию. Архаические скульптуры могли быть раскрашены с преобладанием красных, темно-синих и золотистых тонов. («Задумчивая кора», Афинский Акрополь, «Курос Кройсос», Аттика). Скульпторы искали математически выверенные пропорции человеческого тела, стремились к гармонии внешней, которая отражала гармонию внутреннюю. Гармония человека должна была отражать гармонию Космоса. В целом же искусство греческой архаики архитектонично, строго размерено, математически выверено и в то же время удивительно гармонично.
Классика
Высшей точки экономического, культурного и политического расцвета Греция достигает к V в. до н.э, на это время приходится расцвет греческой классики. Это расцвет греческой трагедии, греческой демократии, архитектуры, искусства. Из греческой классики дошло в подлинниках очень немного до нашего времени, хотя, по словам Плутарха, «в Афинах (было) больше статуй, чем людей». Очень многое из скульптуры дошло только в обломках (основная часть известна по римским копиям), но и они могут дать представление о развитии искусства этого периода.
В скульптуре первой половины века, периода постоянных войн с персами, преобладает строгий, мужественный стиль, основные сюжеты: война, подвиги героев, сражения («Тираноубийцы», Критий и Несиот). Основные излюбленные мотивы скульптуры этого периода (все представлены в статуях фронтонов храма Афины в Эгине):
• Борьба греков с троянцами
• Кентавромахия
• Подвиги Геракла
• Гимнастические состязания.
Использование подобных тем в скульптуре научило мастеров передавать динамику человеческого тела, тем самым была преодолена архаическая статика. Фигуры в скульптурах двигаются, появляются сложные ракурсы, движения. Широко известны статуи Мирона, например, «Дискобол», уникальное сочетание динамики, изображения мгновения при сохранении строгости и спокойствия композиции. Хорошо иллюстрирует скульптуру греческой классики фигура «Дельфийского возничего»: сочетание статики, достоинства и движения. В этот период появляется ритм и множественность пластических движений в скульптурных композициях, множественность скульптурных групп уже не дублирует друг друга, каждый пластический мотив разрабатывается по-своему (фризы Парфенона). Но при этом сохраняется математическая выверенность композиции, ритм и пластика, движение и модель – это новые черты монументального искусства Древней Греции.
В период классики мастера преклонялись перед красотой человеческого тела, язык тела становится языком души, человеческая фигура изображается анатомически точно и выверено, психологично, в скульптуре выражается душевное переживание персонажа, каждое движение тела – движение души. При этом все позы статуй естественны, просты и не связаны с чем-либо возвышенным («Поликлет», Дорифор). Следует отметить, что лица в греческой классике неперсонализованы, это, скорее, обобщенный вариант идеального человека, модель, заложенная в архаике. Идеальная и неперсонализованная красота может варьироваться: где-то более мягким овалом лица, где-то жестким, формой губ, разнообразной гаммой движений души, отраженной в пластике тела.
В классике появляются новые изобразительные возможности, например, в творчестве Праксителя с его интересом к мягким перетеканиям объемов, плавностью лепки и способностью к передаче в холодном материале мрамора теплоты человеческого тела («Афродита Книдская», Пракситель). Вершина изображения динамики в скульптуре – творчество Скопаса («Менада»). Здесь исчезает равновесие и выверенность пространства, главным становится движение, разрывающее каноны.
В целом, в классический период наметились 2 разнонаправленные тенденции в скульптуре: следование канонам строгой классики («Аполлон Бельведерский», Леохар), последний считается вершиной античного искусства и эталоном красоты, и натуралистический подход, проявляющийся в творчестве Лисиппа и скульпторов его круга («Голова кулачного бойца», Лисистрат). В классический период наметилось стремление к разрыву канонов, переход к натурализму от идеала.
Эллинизм
В эллинистический период приходит понимание индивидуальности человека, интерес к его личности. Эллинистическая эпоха создала уникальные образцы античной пластики, такие, как «Колосс Родосский» Хареса, «Венера Милосская» Агесандра, воплощающая идеал женственности и в то же время идеал человека, алтарь Зевса в Пергаме. В последнем меняется классически продуманная композиция на запутанную, змеящуюся, несущую ощущение трагизма и сражения на смерть. В эллинистический период под воздействием социальных изменений мастерами утрачивается стройное, гармоничное восприятие мира, взамен приходят ощущения хаоса, напряжения, что находит отражение в скульптурных композициях. Как важная особенность – появляется интерес к повседневности, к сценам быта, изображаются в пластике иноземцы, старики, младенцы. Впервые появляется анатомическое изображение младенца. Одна из поздних скульптур, получивших всемирную известность – «Лаокоон» (Агесандр, Полидор, Афинодор), который может являться символом позднего эллинистического периода: выполненный композиционно в классических традициях, образ его глубоко трагичен и в нем нет уже той классической веры в человека в разумность и гармонию миропорядка.