FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Резьба по кости


Резьба по кости – одна из разновидностей ДПИ. В России является традиционным в основном для северных регионов. В качестве материала для обработки может использоваться лосиный или олений рог, клык моржа, зуб кашалота, бивень мамонта либо кость обычного животного.

Этот вид декоративно прикладного искусства знаком народам практически всего мира. В оформлении предметов быта и в украшениях кость может сочетаться с такими материалами, как дерево, самоцветы, поделочные камни и т.д.

Разновидности резьбы по кости

Существует несколько разновидностей резьбы по кости.

Рельефная. Техника состоит в выбирании фона по заранее нанесенному рисунку. В результате получается рельефное изображение. Рельефная резьба подразделяется в свою очередь на барельеф (низкий рельеф), горельеф (глубокое снятие фона) и контррельеф (заглубление рисунка в фон).
•  Гладкая. Самый простой способ, при котором также выбирается фон, а некоторые участки просто выделяются подкрашиванием. Эта разновидность резьбы обычно используется для изготовления несложных поделок – фигурок, амулетов, подвесок.
Сквозная или ажурная. Одна из самых сложных в исполнении техник резьбы по кости. Кроме обычных материалов, могут использоваться и такие, как коровья кость, оленьи рога или китовый ус. При выполнении изображения фон убирается целиком. В результате на пластине остается лишь ажурный, похожий на кружево рисунок.
Скульптурная. Техника используется для изготовления фигурок или фигурных композиций. В качестве материала обычно используется олений или коровий рог.
Гравировка. Рисунок предварительно наносится на материал. Затем фон гравируется специальной иглой. Для изготовления декоративных предметов по этой технике обычно берется кость не слишком яркого оттенка. На заключительном этапе в готовое изделие втирают краситель. Это может быть грифель цветных карандашей либо восковая мастика.

История развития резьбы по кости

Резьба по кости – это самый древний вид декоративно прикладного искусства. Первобытные люди делали из костей иглы, наконечники для стрел, скребки, гребни и другие подобные предметы. Несколько позднее начали выполняться и украшения, а также культовые вещи. В современных музеях можно увидеть немало примеров, изготовленных в древности из бивней мамонта или слоновой кости.

В минойскую эпоху такие изделия вырезались при дворах правителей. Самой известной из всех дошедших до нас поделок того времени является статуэтка богини, держащей в руке змею. Этот интересный артефакт пережил вулканический взрыв на острове Сантарин.

Особый вклад в развитие резьбы по кости внесли мастера античности. К примеру, костяными пластинами была отделана статуя Зевса в Олимпии. Зачастую скульптура вырезалась из слоновой кости целиком. Для больших же произведений из кости изготавливали отдельные (в основном лишенные одежды) элементы.

Настоящие шедевры изготавливались из кости и византийскими мастерами. Изделия, созданные в Константинополе, послужили образцами для подражания в искусстве средневековых резчиков по кости. В одной из хроник XII века упоминается о неизвестном русском мастере. Согласно дошедшим до нас данным, его умение современники сравнивали с мастерством легендарного Дедала. Хорошо известно искусство резьбы по кости было и восточным мастерам. Самой знаменитой в Азии школой была китайская.

История русской резьбы по кости

История русской резьбы по кости насчитывает далеко не один век. Первые славянские князья пользовались самыми разными предметами, изготовленными из кости (поручни и ножки тронов, рукояти секир и ножей и т.д.). Известно, что Иван Грозный очень любил играть в шахматы, вырезанные именно из этого материала. Во времена Алексея Михайловича при оружейной палате была организована мастерская по обработке кости. Здесь работали самые лучшие русские резчики. К царскому двору поставлялись самые разнообразные предметы, выполненные из кости. Это были оправы для зеркал, братины, рога, шахматы, гребни и т.д. Наибольшего расцвета этот вид декоративно прикладного искусства достиг во времена царствования Екатерины II. В это время увеличивается количество резчиков и возрастает художественная ценность изготавливаемых ими произведений.

Начиная с XIX века, наблюдается некоторый упадок косторезного искусства. К концу столетия даже возникает угроза его полного исчезновения. Возрождено оно было благодаря личному вмешательству великого князя Владимира Александровича. По его приказу в 1885 г. в Холмогорах был открыт класс резьбы по кости. В начале прошлого века изготовлением костяного декора занимались созданные в этот период артели. После начала Великой Отечественной войны производство в Холмогорах было закрыто, однако работы возобновились уже к 1943 году. В 1948 г. было построено производственное здание, к которому подвели электричество. С этого момента начинается новый этап в развитии косторезного искусства.