FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Мозаичные панно из Латеранской базилики в Риме.


фасад латеранской базилики

Латеранская базилика, или базилика св. Иоанна Крестителя, была построена на Латеранском холме, и, если сравнивать с другими храмами, то эта церковь находится выше всех. В античные времена на месте этой базилики находилось поместье одного знатного семейства Латеранов. С момента своего существования церковь неоднократно перестраивали. В период первого тысячелетия своего существования в Латеранском дворце проживали все римские папы. В архитектуре храма оставили свой след многие знаменитые архитекторы и художники. В 1735 году такие архитекторы, как Франческо Борромини, Джованни ди Стефано и Алессандро Галилеи, перестроили полностью фасад.

Как и положено месту, где должны пребывать знаменитые особы, такие как папы римские, Латеранская базилика богато украшена статуями и мозаичными панно.


мозаика латеранской базилики


Апсида базилики украшена мозаикой, которая была сделана в 1291 году двумя монахами, которых звали Якопо Камерино и Якопо Торрити. Полусферическая апсида украшена иконографической мозаикой. На самом верху мозаичного панно на синем фоне изображен Христос в окружении ангелов. Над Христом изображен Святой Дух в образе голубя. Прямо под изображением его фигуры, вернее, поясным портретом, расположен богато украшенный драгоценными камнями крест. Изображения Девы Марии, Святого Павла и Петра находятся слева от креста, а Иоанн Креститель, Святой Антоний, Святой Андрей и Франциск Ассизский изображены справа.

Торрити добавил к этой композиции фигуру Папы Николая V в коленопреклонной позе (его фигура находится рядом с изображением Богоматери). На втором ярусе мозаичного панно изображена река Иордан, вокруг которой много птиц, оленей и рыб, символизирующих животный мир и природу. Фигуры девяти апостолов и портреты авторов мозаики изображены на нижнем ярусе. В начале эпохи Возрождения мозаичисты не желают быть забытыми, начинает проглядывать их стремление к свободе, и они, таким образом, увековечивают память о себе. На нижнем ярусе есть сцена, изображающая принятие императором Карлом Великим зеленого знамени города Рима и римских пап из рук Святого апостола Петра, а также сцена, где сам Христос вручает императору Карлу Великому алого знамени с изображением белого креста.


мозаики латеранской базилики

Узорчатый пол, сделанный из разноцветного мрамора, сохранился еще от старой базилики. Кусочки разноцветного мрамора сложены в причудливые геометрические узоры. Это работа известных мозаичистов того времени – семьи Космати, в честь которых и был назван декоративный стиль «косматеско». Начиная с 12 века, семь членов семьи постоянно совершенствовали эту технику, которую переняли позднее другие каменотесы Италии.

Внутренний двор (кьостро) также представляет собой памятник архитектуры. Аркады и сдвоенные колонны украшены мозаикой из разноцветных кусочков смальты и мрамора. Над созданием этих мозаичных шедевров трудились мастера 13 века – отец и сын Вассалетто. Глядя на это великолепие, даже трудно представить, какую работу пришлось проделать художники-мозаичисты.


латеранская базилика

Рядом с главной достопримечательностью – Латеранским дворцом – находится один из самых ранних христианских баптистериев, который был построен в 315 году н.э. Константином Великим. При изучении отдельных мозаичных композиций, находящихся в Баптистерии Сан Джованни ин Латерано, которые были выполнены римскими мозаичистами, было выявлено, что основной набор кусочков мозаик состоял из 85 оттенков смальт, из которых было только 15 оттенков синего и голубого тона, 20 оттенков зеленого цвета, 28 оттенков желтого цвета, 4 – коричневого, 32 – красного, 10 – розового, 3 – пурпурного, 2 – черного и 2 – серого. Кроме этого присутствовали и золотые стеклянные кубики. Цветные кубики в основном изготавливались из стеклянных сплавов глухого, полупрозрачного и прозрачного смальтового стекла.

Такая мозаика отличалась великолепным насыщенным цветом, глубиной тона и изумительным разнообразием оттенков. В состав кубиков розового, светло-желтого, серого и белого цветов были добавлены некоторые измельченные горные породы, которыми преимущественно были кальциты, известняки и кварциты. В этот период в мозаичной живописи основную роль играет орнаментальная живопись, которая включает обязательное изображение креста, и ландшафтная живопись, подразумевающая изображение животных, птиц и рыб.

На мозаике, относящейся к 4 столетию, украшающей капеллу Секунды св. Руфины в баптистерии, в середине раковины абсиды, изображен агнец, а по ее краю – голуби. Завитки аканфа золотисто-зеленого цвета расположены на темно-синем фоне, что лишь подчеркивает красоту мозаики и высокое качество ее исполнения. С этой поры происходит вытеснение темно-синим фоном белой мозаики.

Нельзя не остановиться на описании мозаики в часовне Иоанна Крестителя, которая расположена на северо-востоке от баптистерия. На ней сохранились мозаики с изображением Агнца Божия, который окружен венками. Также, сохранилась великолепная мозаика с изображением бюста Христа и триумфальной арки, которая находится в часовне святого Венантиуса.