FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Металлопластика


Металлопластика – один из древнейших видов обработки металлов, напоминающий чеканку, но выполняемый на очень тонких листах либо фольге. Изображение выдавливается с использованием специальных инструментов.

Применение металлопластики

Этим способом декорируются обычно предметы, предназначенные для украшения интерьеров. Обычно металлические пластины с выдавленным рисунком комбинируют с деревом. Путем тонировки металла при этом достигается гармоничное сочетание цветов и фактуры. К деревянной основе готовая картина крепится либо гвоздями, либо сажается на клей.

Технология металлопластики

Наиболее часто употребляемые для обработки металлические листы имеют толщину от 0,2 до 0,4 мм. При этом тонкие достаточно легко прорываются, а толстые сложнее в обработке. Последние используются в основном для выполнения крупных декоративных панно и лишены детальности.

Сам технологический процесс имеет такую отличительную особенность, что выполнятся без удара. При этом используются такие инструменты:

Выдавки. Концом конусной выполняются узкие канавки, а также углубления разной формы для вставки камней. Шарообразные (имеющие шарик на рабочем конце) используются для проведения спиралей, кривых и выдавливания углублений круглой формы.
Линейник. Контурная сетка, необходимая для выполнения контура рисунка. Обычно используется инструмент с диаметром рабочего конца порядка 1-3 мм.
Пуасоны – инструменты, предназначенные для выполнения фактуры при обработке фона.

Перед нанесением изображения металлическая заготовка отжигается. Не требуется подобная обработка только для оловянных листов. Заготовки из других металлов медленно нагреваются до бурого каления и постепенно охлаждаются. Цинк отжигают один раз, а медь, жесть, латунь и алюминий по нескольку раз. Эскиз рисуется предварительно на бумаге (в натуральную величину), а далее переводится на кальку. Полупрозрачная бумага с изображением переворачивается и накладывается на лист. Затем контур переносится уже на него.

Благодаря тому, что на листе во время отжига появляется окись, рисунок получается хорошо заметным. Иногда лист предварительно покрывается специальной грунтовкой. При этом используется жидкий раствор белой гуаши или акварели. В некоторых случаях также рисунок выполняется напрямую на пластине обычным карандашом.

На следующем этапе выполняется собственно металлопластика. Металлический лист накладывается на кусок линолеума, прикрепленный к столу кнопками. Далее линейником на нем выдавливается контур. После этого лист переворачивают и на обратной стороне продавливают дублирующую линию с отступом на 1 мм. После этого лист переносят на стекло и выравнивают фон, в результате чего рельеф становится ярко выраженным.

Чеканка как разновидность металлопластики

Чеканка – один из самых распространенных видов металлопластики. При изготовлении картин мастер наносит по материалу удары, поскольку изображения в этой технике выполняются на листах довольно значительной толщины (0,4 -1 мм). Основными материалами, на которых выбивается рисунок, являются латунь и красная медь. Также может использоваться нержавеющая сталь, алюминий и драгоценные сплавы (платина, золото, серебро). Картина выполняется в несколько этапов.

Предварительно на лист наносится контур посредством специального инструмента – чертилки. Далее он обводится чеканом-расходником. После этого опускается фон и чеканом-порушником создается объем. На следующем этапе выполняются детали и окончательно отделывается фон.

История металлопластики

Методы выдавливания изображений на металлических пластинах были хорошо известны еще мастерам Древней Греции. К примеру, скульпторы Поликлет и Фидий оформляли свои произведения золотой фольгой с выдавленными на ней узорами. Очень широко этот способ декорирования использовался и после падения Рима – в Византии. Несколько позднее его переняли и европейские мастера.

Металлопластика была достаточно хорошо распространена у нас в стране. С использованием этой технологии изготавливалась как домашняя утварь, так и религиозные культовые атрибуты. Также металлическими листами с выдавленным на них изображением декорировали когда-то на Руси деревянную мебель. Поскольку приемы выполнения рисунков на фольге достаточно просты и доступны, одно время они были включены даже в школьную учебную программу прошлого века в СССР (в 20-е годы). Со временем искусство художественного металла несколько утратила свое значение. Многие приемы были забыты. Возрождаться интерес к этой разновидности ДПИ начал только после войны. Своему новому взлету оно во многом обязано грузинскому художнику Ираклию Очиаури, в конце 50-х годов выполнившему портрет скульптора Я. Николадзе на латуни. После этого интерес к металлопаластике начали проявлять и другие советские художники. В наше время увидеть их произведения можно на многих выставках.