Прежде, чем приступить к основной, описательной части статьи, следует разобраться с некоторыми терминами, которые в ней часто будут употребляться. Прежде всего, это ар-деко. Об этом стиле в декоративно-прикладном искусстве мы уже немало писали, поэтому рекомендуем посмотреть статью «Розы из мозаики в стиле ар-деко», где он рассмотрен достаточно подробно. Однако, напомним читателю, который не любит заглядывать на другие страницы, что «ар-деко» представляет собой стиль, бывший популярным с 1918 по 1940 годы, он является переходным между ар-нуво (или модерном) и функционализмом. Основные его черты: склонность к использованию геометрических линий, углов, смешение растительных, волнообразных мотивов, являющихся органической частью ар-нуво, и геометрической продуманности, излишняя тяга к роскоши, связанная с размытием эстетических ориентиров в годы после Первой мировой войны. Также следует помнить, что ар-деко тесно связан с абстрактным искусством, в частности, кубизмом. Этому стилю также свойственна некая внутренняя избыточность, то есть переполнение формами пространства, демонстрация роскоши.
Следующий термин, который мы часто используем в описаниях – это «фриз» (от французского «frise»). Он имеет широкую область применения и обладает различными значениями. В архитектуре – это декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Используемое нами значение применяется в декоративно прикладном искусстве для обозначения декоративной композиции в виде горизонтальной полосы, окаймляющей верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели и представляющее собой орнамент или узорчатое изображение.
В название нашей статьи мы вынесли игру слов, поскольку она касается серии мозаичных фризов для одного из монументальных проектов, которая, к сожалению, была не реализована в полном объеме в своем монументальном масштабе. Не только проект архитектурного сооружения имел монументальный характер, но и наш замысел, поскольку все фризы выполнены в смешанной стилистике, имеющей органическую связь с абстрактным искусством и ар-деко. Все фризы отличаются не только тематически, но и по методам применяемой сборки, фактуре, которая варьируется в разных фрагментах от гладкой до рельефной. Разнообразны сами фризы и использованные в их создании материалы: нашим мастерам приходилось работать не только с мозаикой известных мировых производителей, например, «Sicis», но и художественной мозаикой, российских производителей. В представленных Вашему вниманию работах применялись американское и китайское художественное стекло, смальты из Италии и России.
На данном фрагменте фриза видно, что элементы растительного орнамента в ар-деко преобразуются в жесткие линеарные формы с элементами абстракционизма, а именно, кубизма, что находит отражение в работе наших мастеров. Рисунок на фризе представляет собой сочетание разнообразных плоскостей, образованных геометрическими формами квадратов и прямоугольников, которые в свою очередь воплощают растительный орнамент из крупных листьев. Формы растения проработаны нарочито небрежно, носят условный характер, как в работах художников-абстракционистов. Плоскости наползают друг на друга, прячутся друг за другом, создавая трехмерность восприятия рисунка. В воплощении этого проекта наши художники не стремились к точности, правильности или реалистичности рисунка, он должен быть условным, но именно в этой условности и скрывается растительный орнамент. Колористически фриз построен на сочетании нескольких цветов: оттенков синего, песочного, белого и красно-коричневого. Для усиления пространственной глубины и придания жесткости изображению, используются вкрапления черного цвета, контрастные основным цветам мозаики. Для усиления зрительного эффекта и выделения фриза на плоскости стен использована также окантовка крупными мозаичными плитками основного рисунка.
Основной зрительный эффект достигается нарочитой небрежностью в расположении мозаичных плиток, подобно свободным мазкам кисти художника. Именно это придает особую экспрессию изображению. Плитки не точно подогнаны друг к другу, а расположены на определенном расстоянии друг от друга с выраженными швами, заполненными контрастной белой затиркой. Если внимательно присмотреться, то в формах каждого листика этого растительного орнамента можно увидеть не только неравномерное расположение плиток относительно друг друга, но и их разнообразные размеры, которые также создают особую объемность, контраст и экспрессию восприятия. Отдельные листики темно-голубого цвета выполнены из сочетания прямоугольных плиток, голубые листики представляют собой единую цветовую плоскость, песочные – выполнены крупными плитками. Задний план растительного орнамента образован листиками белого цвета с редкими вкраплениями маленьких плиток красно-коричневого цвета, в сочетании с черными плитками, условно обозначающими фон, они образуют трехмерность или глубину изображения.
При создании этой мозаики применены плитки однотонного цвета, что создает впечатление весомости, тяжести и условности изображения, присущей полотнам кубистов. Несколько смягчают это впечатление мозаичные плитки черного цвета, использованные в окантовке и обладающие несколько опаловой текстурой.
В неравномерном распределении плиток по поверхности мозаики, их разнообразном размере, определенной условности, прочитывается не столько влияние ар-деко (ярко проявляющееся в композиционном строе мозаичного фриза), сколько традиции советской мозаики, широко использовавшейся в украшении фасадов зданий, а также следование традициям древних мозаик, которым были присущи сходные черты.
Если обратить внимание на пространственное расположение растительного орнамента данного фриза, то можно увидеть стилевые особенности, присущие мозаике: если в ар-нуво растительный орнамент плавный, ему свойственны многочисленные завитки, закругления, то здесь ярко проявляются особенности ар-деко в наиболее жесткой форме. Наряду с влиянием кубизма, находящего отражение в изображении частей растения как совокупности геометрических плоскостей, виден жесткий линеарный ритм, находящий свое воплощение в расположении листьев относительно центральной оси стебля, они расходятся в стороны очень резко, неким рубленым ритмом.
Этот фриз интересен сочетанием разнородных элементов ар-деко, доведенных практически до крайней степени своего выражения, своей кубистической композицией и рваным линейным ритмом, который должен найти свое продолжение в интерьерах.