История развития мозаичного искусства в Киевской Руси
Красивейшие русские древние мозаичные иконы украшают множество старинных соборов и храмов. В качестве примера можно привести два наиболее грандиозных сооружений XI века – Софийские соборы в Киеве и Новгороде Великом. Работали над этими прекрасными мозаичными картинами и орнаментами в основном не заезжие мастера, а славянские ремесленники.
Развитие мозаики на Руси имеет свою историю. Считается, что завели ее к нам византийцы. Однако доподлинно известно, что изготавливать стекло и различные предметы из него славянские племена отлично умели еще в VIII-IX вв., то есть в дохристианскую эпоху. Так что вопрос это достаточно спорный. Но с уверенностью можно сказать, что иконописный канон дала нам именно Византия.
В XI-XII вв. на Руси в основном существовало два направления мозаичного мастерства – строгое классическое, которое применялось для храмов, и более живописное и свободное, сложившееся на русской почве. Софийский Киевский собор представляет собой яркий пример именно первого вида этого искусства.
В свою очередь, классический мозаичный стиль, сложившийся под влиянием Византии, также делится на две разновидности – первая исходит от константинопольской школы, вторая более архаична и представляет собой перенятое из византийских провинций искусство. В эпоху утверждения христианства мозаика занимает господствующие положение в религиозных сооружениях. Ей отделываются стены и потолки. Необыкновенно красиво смотрится смальта на изогнутых поверхностях, искрясь и переливаясь под косыми лучами света. Этот материал способен создавать особое праздничное и торжественное настроение. В этом можно убедиться, посетив одну из Софий – Киевскую или Новгородскую.
Палитра смальт, применявшихся древнерусскими мастерами в XI веке, насчитывала более 100 цветов и оттенков. Кроме того, часто при изготовлении мозаичных полотен использовались натуральные природные материалы. Помимо храмов, мозаикой украшались княжеские дома и общественные учреждения.
Славянскими мастерами, несмотря на сдерживающие каноны византийских традиций, был достигнут исключительно высокий уровень мастерства, значительно превосходивший умения мастеров мозаичного дела в Западной Европе. Изделия, изготовленные на Руси, служили им образцом для подражания и совершенствования.
Русскую мозаику того времени можно условно разделить еще на два вида – мозаику для пола и мозаику для стен и сводов. Первый отлично представлен в Новгородской Софии, где на полах частично сохранились древние мозаичные фрагменты. Второй вид украшает стены Киевской Софии. Необыкновенно величественно смотрятся богородица Оранта, Христос-Вседержитель и другие картины, а так же геометрические и растительные орнаменты.
Мозаика как вид искусства русского средневековья всегда вызывала и будет вызывать огромный интерес. Ежегодно тысячи туристов посещают Великий Новгород и Киев для того, чтобы испытать настоящее потрясение и эстетическое наслаждение от увиденных древних мозаик и фресок, украшающих храмы этих городов.