FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Римская мозаика

Принято считать, что мозаика относится к римскому искусству, потому что именно в Италии и бывших ее провинциях было обнаружено огромное количество произведений монументальной живописи.

В Риме античного периода мозаика символизировала богатство и процветание империи. Здания государственных учреждений и дома состоятельных людей в обязательном порядке декорировались мозаикой, так как в этом виде живописи использовали не только стекло разнообразной цветовой гаммы или мрамор, но и драгоценные камни.

Эпоха расцвета мозаичного приходится на пик развития древнеримского государства. Его престиж, авторитет, военное могущество и экономическое благосостояние нуждались в качественном художественном оформлении.

Мозаичные произведения того времени были важнейшими документами для исторической науки. Работы мозаичистов также украшали стены соборов и церквей. Тематика мозаичных панно была различной: от изображений военных полководцев до любовных сюжетов с мифическими героями; от рисунков богов до фрагментов охоты.


Вместе с тем, в картинах, выполненных из мозаик, прослеживались специфические жизненные аспекты – соревнования на колесницах, битва гладиаторов, сцены театральных постановок. Естественно, мозаичисты того времени не обошли стороной природную тематику, изображая в своих произведениях зверей, растений и птиц.

В музее Эрмитажа находятся уникальные картины римских мозаик. Одна из таких картин называется «Атрибуты Геракла». Данное произведение было создано в конце I – начале II века нашей эры неизвестным мастером. Мозаика была найдена в 40–е годы XVIII века неподалеку от Аветинского холма итальянской столицы. Используя различные художественные приемы, мозаичисты той эпохи пытались подражать живописи, чтобы произведение было максимально красочным. Подтверждением тому является, например, натюрморт, на котором изображались съестные припасы и предметы домашней утвари. Такая тематика была особенно популярна в стенописи того времени.

Одним из лучших произведений монументальной живописи, находящихся в здании Эрмитажа считается мозаика «Июнь» с изображением босоногого мальчика в короткой тунике. Мальчик в одной руке держит корзину с луком, а в другой – фрукты. Именно так римляне представляли себе первый месяц лета. Композиция была выполнена в 3 веке нашей эры. В качестве материалов для ее изготовления мастер выбрал смальту и разноцветные камни.

       

Не менее красочна и экспрессивна работа одного из мастеров – монументалистов под названием «Гилас и нимфы». Данное произведение является самой крупногабаритной мозаикой Эрмитажа. Оно было обнаружено в 1853 году неподалеку от Рима. В 1856 году композиция была выкуплена и передана в музей. При ее создании автор использовал смальту, цветной камень и кирпич. Сюжет картины взят из древнегреческой мифологии.

Следует отметить, что христианское мозаичное искусство достигло пика своего развития в некоторых итальянских городах, к числу которых, в первую очередь, относится Рим и Неаполь.

Мозаики 5 века нашей эры украшают триумфальную дугу и нефу базилики Санта-Мария Мажоре в Риме. Более 20 композиций находятся в нефе данной базилики, считаясь ключевым звеном всего мозаичного цикла в Риме. Мозаичных произведений, относящихся к эпохе 6 века нашей эры, в итальянской столице нашлось крайне мало, к их числу относятся несколько мозаик, украшающих триумфальную арку базилики Сан-Лоренцо. Весьма выразительными и колоритными выглядят работы итальянских мозаичистов, которые декорируют часовню Сан-Фелисиано в базилике Сан-Стефано Ротондо. Они были созданы в 7 веке нашей эры.

В период с 7 по 9 века монументальная живопись Рима находилась в зависимости от Византийского искусства, что подтверждает целый ряд мозаичных композиций: Санта-Мария ин Домника, Санта-Пресседа, Санта-Сеселия и прочие. Огромных размеров столовая Папы Льва Третьего в Лютеранском дворце также была декорирована мозаиками, однако они были все уничтожены за исключением одного проема – Треклино Леониано, копию которого удалось сделать в 18 веке.

В 8 веке была составлена уникальная и выразительная композиция апсида Санта-Сусанны с изображением Папы Льва Третьего вместе с Иисусом и Шарлеманем. Данная работа украшает древний собор Святого Петра, который подвергался разрушению в 16 веке. Раритетный фрагмент мозаичной композиции находится в ризнице Санта-Марии Космедиан.

В 13 веке Папа Римский для создания мозаики в апсиде Сан-Пауло Фуори ле Мюра хотел привлечь византийских мозаичистов, однако к концу столетия в Риме сформировался класс собственных мастеров, которые стали создавать уникальные по красоте мозаики. Особо следует отметить таких талантливых авторов как Джото и Япоко Торрити. Именно они стали создателями римского художественного стиля в мозаичном искусстве, который не подразумевает соблюдение консервативных норм восточной традиции и отличается более реалистичным изображением композиций космической тематики.