Старинные витражи
Витраж является особым видом монументально-декоративного искусства. Он и сам по себе очень интересен, но в сочетании с некоторыми другими видами искусств, в частности, с архитектурой, может приобрести невероятную выразительность. Витражи имеют богатое прошлое, у них есть перспективное будущее, а их творческие возможности совершенно неисчерпаемы.
Искусство витража появилось в глубокую старину. С давних пор витражами нередко украшались различные помещения. Первой их стала применять католическая церковь, и случилось это примерно полторы тысячи лет назад. Со временем техника и композиция выполнения витражей постоянно совершенствовались, и они становились истинными произведениями искусства. Если ранее они использовались в декоре соборов и церквей, то затем они проникли в общественные и жилые здания.
В начале первого тысячелетия н.э. (так называемый романский период), появилось гораздо больше деталей, украшавшихся витражами. Прежде всего, они появились в соборах, в которых из-за очень толстых стен необходимо было делать огромные окна. Именно они в первую очередь и стали украшаться виражами. Самым характерным для того времени является ансамбль, состоящий из трех окон, которые символизировали Святую Троицу. В самом начале для этих витражей применяли растительный орнамент, в котором преобладали синие и красные цветов. Со временем рисунки усложнялись, в них появлялись фигуры людей.
В средние века витражная панель, как правило, состояла из огромного количества кусочков стекла. Витражные окна были огромных размеров, чаще всего от шести до восемнадцати метров. Чтобы они были прочнее, большие окна были поделены на панели размеров в несколько кв. дм. А затем эти панели прикреплялись к металлической решетке, расположенной снаружи. Нередко витражная панель включала в себя несколько сотен стеклянных элементов. После некоторые детали вынимались, расписывались эмалевыми матовыми красками и вторично подвергались обжигу. Готовые стеклянные детали скреплялись Н-образными полосками из свинца.
Один из первых известных витражей был найден в Англии в монастыре Св. Павла. Ученые считают, что он относится к 686 году н.э. Правда, следует отметить, что и ранее предпринимались попытки создать что-либо подобное. К примеру, в 1930 году ученые обнаружили три стеклянных детали витража, изображавшего Иисуса Христа с нимбом в виде креста. Археологи полагают, что этот витраж датируется 540 годом н.э. Самым же древним из образцов витража, сохранившихся до нашего времени, считается голова Христа, находящаяся в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе, Франция.
Витражи, сделанные в эпоху Возрождения, уже становятся похожи на настоящие картины и в них очень реалистично передан объем. Эти витражи с самого начала задумывались как живопись на стекле и делались, как правило, на основании произведений знаменитых художников Ренессанса. В XVI веке распространение получили кабинетные витражи небольшого размера, которые применялись обычно для украшения комнат.
Самыми ранними из сохранившихся до нашего времени витражей, которые были сделаны в середине 11-го века, хранятся в Германии. Эти витражи находятся в Аугсбургском соборе, в оконных проемах центрального нефа. Ученые установили, что аугсбургские витражи сделаны были в монастыре Тегернзее, который находится невдалеке от Аугсбурга. Именно там в 11-м веке располагались мастерские, где изготавливались витражи. Эти витражи выполнены из ярких разноцветных стекол, при этом применялась техника тонального оттенения и закрашивания. Данная работа была сделана высококлассными мастерами.
С V по VІ век витражами украшались окна храмов в Галлии, позднее они стали появляться в Англии и Германии. Самый большой расцвет искусство витража получило в эпоху Средневековья. Из-за цветного остекления можно было регулировать освещенность и силу света в помещении. Часто мастерами создавался совершенно мистический образ, наполненный таинственным мерцанием разноцветных теней.
Приблизительно в конце тринадцатого века в Европе стали делать аравийские стеклянные окна. При этом отдельные детали стекла помещались в камень или мрамор. Узоры этих витражей не были слишком богатыми, потому что ислам не разрешает использования никаких других узоров, помимо растительных или геометрических.
Новым шагом явились витражи, находящиеся сегодня в аббатстве Сен-Дени, в Королевской церкви. Витражные панно содержат фигуры, а кроме того, текст жизнеописаний Христа, Марии и некоторых святых.
На Востоке в средние века также изготавливали витражи. Средневековые восточные витражи собирались из кусочков стекла, скреплявшихся между собой различными растворами, в частности, цементным.
Искусство витража появилось в глубокую старину. С давних пор витражами нередко украшались различные помещения. Первой их стала применять католическая церковь, и случилось это примерно полторы тысячи лет назад. Со временем техника и композиция выполнения витражей постоянно совершенствовались, и они становились истинными произведениями искусства. Если ранее они использовались в декоре соборов и церквей, то затем они проникли в общественные и жилые здания.
В начале первого тысячелетия н.э. (так называемый романский период), появилось гораздо больше деталей, украшавшихся витражами. Прежде всего, они появились в соборах, в которых из-за очень толстых стен необходимо было делать огромные окна. Именно они в первую очередь и стали украшаться виражами. Самым характерным для того времени является ансамбль, состоящий из трех окон, которые символизировали Святую Троицу. В самом начале для этих витражей применяли растительный орнамент, в котором преобладали синие и красные цветов. Со временем рисунки усложнялись, в них появлялись фигуры людей.
В средние века витражная панель, как правило, состояла из огромного количества кусочков стекла. Витражные окна были огромных размеров, чаще всего от шести до восемнадцати метров. Чтобы они были прочнее, большие окна были поделены на панели размеров в несколько кв. дм. А затем эти панели прикреплялись к металлической решетке, расположенной снаружи. Нередко витражная панель включала в себя несколько сотен стеклянных элементов. После некоторые детали вынимались, расписывались эмалевыми матовыми красками и вторично подвергались обжигу. Готовые стеклянные детали скреплялись Н-образными полосками из свинца.
Один из первых известных витражей был найден в Англии в монастыре Св. Павла. Ученые считают, что он относится к 686 году н.э. Правда, следует отметить, что и ранее предпринимались попытки создать что-либо подобное. К примеру, в 1930 году ученые обнаружили три стеклянных детали витража, изображавшего Иисуса Христа с нимбом в виде креста. Археологи полагают, что этот витраж датируется 540 годом н.э. Самым же древним из образцов витража, сохранившихся до нашего времени, считается голова Христа, находящаяся в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе, Франция.
Витражи, сделанные в эпоху Возрождения, уже становятся похожи на настоящие картины и в них очень реалистично передан объем. Эти витражи с самого начала задумывались как живопись на стекле и делались, как правило, на основании произведений знаменитых художников Ренессанса. В XVI веке распространение получили кабинетные витражи небольшого размера, которые применялись обычно для украшения комнат.
Самыми ранними из сохранившихся до нашего времени витражей, которые были сделаны в середине 11-го века, хранятся в Германии. Эти витражи находятся в Аугсбургском соборе, в оконных проемах центрального нефа. Ученые установили, что аугсбургские витражи сделаны были в монастыре Тегернзее, который находится невдалеке от Аугсбурга. Именно там в 11-м веке располагались мастерские, где изготавливались витражи. Эти витражи выполнены из ярких разноцветных стекол, при этом применялась техника тонального оттенения и закрашивания. Данная работа была сделана высококлассными мастерами.
С V по VІ век витражами украшались окна храмов в Галлии, позднее они стали появляться в Англии и Германии. Самый большой расцвет искусство витража получило в эпоху Средневековья. Из-за цветного остекления можно было регулировать освещенность и силу света в помещении. Часто мастерами создавался совершенно мистический образ, наполненный таинственным мерцанием разноцветных теней.
Приблизительно в конце тринадцатого века в Европе стали делать аравийские стеклянные окна. При этом отдельные детали стекла помещались в камень или мрамор. Узоры этих витражей не были слишком богатыми, потому что ислам не разрешает использования никаких других узоров, помимо растительных или геометрических.
Новым шагом явились витражи, находящиеся сегодня в аббатстве Сен-Дени, в Королевской церкви. Витражные панно содержат фигуры, а кроме того, текст жизнеописаний Христа, Марии и некоторых святых.
На Востоке в средние века также изготавливали витражи. Средневековые восточные витражи собирались из кусочков стекла, скреплявшихся между собой различными растворами, в частности, цементным.