FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444
Мозаика, сделанная руками мастера

История возникновения мозаичного искусства своими корнями уходит в далекую древность. Определить точное место ее происхождения и цивилизацию, которая первой начала ее использовать, не представляется возможным. К первым образцам архитектурного мозаичного украшения относят фасады домов, декорированные жителями Месопотамии. С помощью цветных клиновидных шляпок, сделанных из глины, люди создавали яркие узоры, напоминающие узор из бисера.
Древнейшие храмы на территории Двуречья украшены майоликовой мозаикой в виде орнамента, сделанного из кружков, который относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Каждая культура старалась усвоить этот вид искусства и привносила в его развитие свой индивидуальный стиль и колорит. Таким образом, обычай украшать дома и общественные здания мозаичным орнаментом распространился по всему миру.
Древнеегипетская цивилизация смогла существенно расширить область применения мозаики. В мозаичных рисунках, выполненных египетскими мастерами, можно встретить слоновую кость и особые породы деревьев. Узорами из драгоценных и полудрагоценных камней египтяне декорировали не только мебель и предметы быта, но даже костюмы фараонов.
Римские мастера мозаичного дела использовали для создания вечных картин кубики смальты, и в некоторых случаях мраморные кусочки мозаики. Такая мозаика в основном служила украшением полов и стен. Мастера того времени создавали картины, впечатляющие своей сложностью, разнообразием и красотой. До нас дошли имена некоторых художников монументального искусства. Очень хороши работы римского мастера монументальной живописи Пьетро Каваллини, который в 1291 году выполнил шесть мозаичных картин большого размера для церкви Санта Мария ин Трастевере, расположенной в Риме. Мастера Джакобо Торрити и Якопо да Камерино в этом же году создают монументальное полотно в апсиде церкви Сан Джованни ин Латерано. Филипп Русути в 1296 году набирает мозаики «Небесное коронование Богоматери» для церкви Санта Мария Маджоре, а известный в те времена мозаичист Иоанн Косматый выполняет мозаики с изображением мадонн. Эти мозаики представлены в церквях Санта Мария Сопра Миневра и Санта Мария Маджоре. Все эти мастера своими руками смогли создать уникальные мозаичные произведения, которые не только отличались живописным мастерством, но и гармонией цветов мозаик.
Византия также внесла свой вклад в развитие мозаичного искусства. Основными материалами для создания картин являлись смальта и камень. В большинстве случаев темой для мозаик в Византии были различные библейские сюжеты, которые мы и сейчас можем увидеть в храмах Равенны и Айа-Софии, мавзолее Галлы Плацидии, капелле Палаиты в Палермо. Эти уникальные мозаики являются свидетельством потрясающего умения византийских мастеров мозаичного дела. Именно византийские мастера усовершенствовали производство мозаик из смальты, создали новые оттенки и улучшили качество этого материала. Стоимость мозаики из смальты снизилась, что позволило горожанам использовать ее в качестве украшения своих домов.
Нельзя не упомянуть об известном русском ученом М. Ломоносове. Его заинтересовала мозаика не только с практической и художественной стороны, но и с точки зрения вопросов теоретической химии и физики. Ломоносов занялся разработкой теории цветов с учетом своего понимания физического происхождения света. В этой области Ломоносов смог достичь больших успехов. Именно ему было суждено создать смальты, которые сверкали как самоцветы и выглядели богаче и ярче итальянских смальт. Ломоносов в 1752 году закончил свою первую работу по созданию мозаичного образа Богоматери на основе картины итальянского художника Солимены. Он отлично справлялся сам с выкладыванием мозаик, и, кроме этого, обучал учеников мозаичному делу. В 1757 году Ломоносов и его ученики создали четыре мозаичных портрета Петра Великого.
В советское время мозаичное искусство получило свое второе рождение. Мозаичные панно, которыми были оформлены станции метрополитена, стали своего рода музейными экспозициями, настолько красивы они были. Массовое применение мозаики в оформлении фасадов зданий было направлено на провозглашение советской идеологии и просто потрясало своей масштабностью. Самыми известными мастерами-мозаичистами были Владимир Фролов и П.Д. Корин. Возвращение традиций мозаичного искусства прослеживается и в современной архитектуре. Мозаика позволяет не только создавать уникальный и оригинальный интерьер, но и сделать его долговечным. Как и много тысячелетий назад, мозаичная традиция и в наши дни остается актуальной, свидетельством тому является возросший спрос на мозаику. Хочется надеяться, что современные мастера смогут сохранить и преумножить вечную красоту мозаики.