FEEDBACK
*required
ru
+7 495 973 1444

Храм Святой Софии Киевской: мозаичные иконы


Храм Святой Софии Киевской

После крещения по примеру Византии в столице древней Руси был построен величественный православный храм – София Киевская. Своим созданием это сооружение обязано Ярославу Мудрому, который впоследствии был погребен здесь же. Строительство началось в 1037 г при участии константинопольских и киевских мастеров. Однако, по последним данным, возможно, построил храм отец Ярослава – князь Владимир, крестивший Русь. Сложен собор, имеющий 13 куполов, по византийской технологии из плинфы и камня.

Основными элементами внутреннего убранства Софии Киевской являются мозаичные иконы и фрески. Общая площадь первых составляет 260 кв. метров. Мозаиками украшены центральная апсида и купол. В основном это огромные, потрясающие по своей красоте изображения. Мозаика, архитектурные формы и роспись собора представляют собой неповторимое единство. Основной стиль убранства именуется специальным словом «суровый». Это иконописное направление было рождено в отдаленных византийских монастырях монахами-аскетами.


Оранта в соборе Софии Киевской


С необыкновенной силой этот «строгий стиль» проявился в главном храме молодого христианского государства. Первое, что предстает взору посетителя – величественное мозаичное изображение Божьей матери в своде алтаря. Высота этой монументальной картины составляет порядка шести метров. Руки Пресвятой Девы подняты в молитвенном жесте к небу. Это один из трех способов изображения Божьей матери, применяемых когда-то иконописцами. Такие Богородицы без младенца на руках именуются Орантами. Средний ярус аспиды украшен мозаичным полотном «Евхаристия», с сюжетом причащения апостолов Христом. Нижний занят изображениями отцов церкви. Здесь мозаика сохранилась только в верхней части фигур.

На головокружительной высоте (30 м) в самом центре храма – в куполе – находится смальтовое изображение самого Христа. Оно доминирует над всем пространством собора. На фоне из смальты золотого цвета вокруг Спасителя изображены четыре архангела, между крыльями которых образуется золотой же крест. Мозаика сохранилась только в изображении одного из архангелов, остальные во время проведения реставрационных работ были дописаны маслом.

Ниже в куполе по его окружности изображены 12 апостолов. Здесь мозаика сохранилась лишь в части изображения Павла. Еще ниже, вокруг купола – четыре евангелиста. Смальта осталась целой и невредимой только в изображении апостола Марка, причем сохранилось оно полностью. В восточной части арки на двух столбах размещена мозаика с сюжетом "Благовещение". Дева Мария изображена справа, архангел Гавриил – слева.

Все сцены и персонажи главного алтаря Святой Софии Киевской, набранные из смальты, несут глубокий религиозный смысл и повествуют об основных положениях христианства. Это своеобразный мозаичный эпиграф к живописному «рассказу» из фрески. Все смальтовые изображения этого храма полностью отвечают требованиям высокого монументального искусства. Единая композиционная направленность и во фресках, и в мозаиках, и в архитектурных формах, четкость и эмоциональность образов – основные отличительные черты интерьера этого собора. При оформлении мастерами было использовано 130 различных оттенков смальты. Все тона отличаются необыкновенно глубиной и яркостью. Цвета одежд и регалий на изображениях выгодно оттеняет золотой мозаичный фон, символизирующий божественный свет.

Мозаичное убранство Святой Софии Киевской вдохновило на создание подобных шедевров мастеров Новгорода и других русских городов. Многие из них оформлены с использованием вариаций тех же художественных мозаичных элементов, которыми украшена София – первый русский христианский храм, одно из самых величественных сооружений прошлого.