ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Офорт: история возникновения и разновидности

Офорт (фр. eau forte – крепкая вода) – разновидность гравюры, выполняемая на металле путем вытравливания азотной кислотой (для железа) или хлорного железа (для меди). Разновидность глубокой печати.

Техника выполнения

На полированную металлическую пластину (цинк, сталь, медь) наносится специальный грунт (офортный лак), устойчивый к воздействию кислот. Далее на «доске» специальной гравировальной иглой процарапывается рисунок. Обратная сторона пластины защищается от воздействия реагента битумным лаком. После этого она помещается в кислоту для вытравливания. При этом в процарапанных местах появляются углубления. Время от времени пластину вынимают для просушки и покрытия части изображения лаком, а затем опять помещают в реагент. Путем изменения времени нахождения «доски» в кислоте регулируют глубину вытравленных контуров. После окончания процесса вытравливания лак удаляют посредством растворителя. Далее пластину покрывают красителем и протирают. В результате получается готовая для нанесения оттисков «доска». Данный способ, как можно заметить, проще, чем те, которыми выполняется резная гравюра по металлу или ксилография (гравюра по дереву). При необходимости могут быть получены штрихи разной ширины и глубины, что дает возможность выполнить максимально детализированное изображение, практически не затрачивая никаких усилий, так как основную работу берет на себя кислота.

Разновидности офорта

Описанный выше способ называется «травленый штрих» и считается наиболее распространенным. Изначально гравюры выполнялись единственно таким способом. Однако в разное время были изобретены и другие техники вытравливания.

Мягкий лак – метод, появившийся в XVIII веке. Позволяет получать более свободный и легкий штрих, не такой резкий сухой, как при использовании иглы. Пластину покрывают мягким офортным лаком, что позволяет использовать достаточно слабую кислоту. Далее на нее накладывается бумага, на которой карандашом выполняется рисунок. При этом мастер может использовать жесткий или мягкий грифель, а также менять силу нажатия. В результате лак в местах контура изображения пристает к бумаге с обратной стороны. Эта техника является самой быстрой.
Акватинта (фр. aquatinta – окрашенная вода). Изобретена в 1760 г. во Франции Жан-Батист Лепренсом. При выполнении гравюр пластина частично покрывается канифолью и помещается в кислоту. Далее вынимается и снова частично покрывается кислоупорным составом. Техника позволяет создавать тональные плоскости большого диапазона. Считается наиболее распространенным способом выполнения тона в офорте.
Лавис (фр. lavis – растушевка). Также изобретен Лепренсом в XVII веке. На полированную поверхность, засыпанную акватинтой, наносится рисунок травящим составом, в который входит крепкая 40%-я кислота и красящее вещество, которое позволяет видеть рисунок в контурах и определять его по глубине тона. Рисование производится акварельными кистями или кистями из стекловолокна. Чем гуще положен травящий состав, тем глубже сила тона. Рисование свободное, без необходимости покрытия кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. При качественной печати тиражная гравюра создает полное впечатление уникального акварельного рисунка. Подмена одной графической техники другой не всегда бесспорна, и художники, работающие в этой манере, применяют разные способы нанесения канифольного слоя с целью получения различной фактуры, что придает оттиску своеобразие и приводит к неоспоримым художественным результатам. В конечном итоге, современный лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний рисующих мазков. Так же, как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой. Техника требует соблюдения особой осторожности и позволяет получать ограниченное количество оттисков.
Резерваж (фр. reservage – сохранение). Метод изобрел француз Ф. Жилло в 1850-х годах. Рисунок на металле производится посредством чернил, смешанных с сахаром, нанесенных кистью. Далее пластина покрывается офортным лаком и помещается в теплую воду. В результате чернила разбухают и поднимают частицы лака. Кислоупорный состав при этом несложно удалить в местах контуров. Подготовленная таким образом «доска» опускается в кислоту обычным способом. Готовые оттиски напоминают наброски кистью.
Меццо-тинта (итал. mezzo tinto – умеренная тонировка). Техника изобретена немцем Людвигом фон Зигеном в 1642 году. Другое название – «английская манера» или «черная манера». Рисунок на обработанной особым методом пластине выполняется путем высветления отдельных участков. Для обработки доски используется специальный инструмент – качалка. Рисунок наносится с помощью трехгранного шабера. Техника позволяет передавать живописную манеру и имитирует мазок.

История возникновения

Впервые техника гравировки посредством вытравливания кислотой была использована аугсбургским мастером Даниэлем Хопфером в 1501 году. Приблизительно в это же время другой художник – Альбрехт Дюрер – выполняет шесть офортов, используя при этом стальную доску. Самым известным из первых гравюр этого мастера произведением считается «Большая пушка». Этими граверами использовались стальные пластины. Однако уже в первой половине XV века становятся известными техники выполнения офорта на меди, после чего этот металл на долгое время становится основным, используемым для гравировки.

Как вид искусства офорт достигает своего расцвета только в XVII веке. В это время данную технику активно используют в основном французские, итальянские и голландские мастера. В Голландии этот вид рисунка приравнивается даже к настоящей живописи. Большой вклад в развитие офорта и его исключительное признание внес Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669 гг.). Работы этого мастера до сих пор считаются непревзойденными образцами графического искусства. Одновременно с Рембрандтом в технике офорта работают такие мастера, как Я. Ливенс, А. Остаде, К. Бега, Э. Вельде и многие другие. Особо стоит отметить портретные гравюры, выполненные травлением, А. ван Дейка. Наряду с этими мастерами свой вклад в развитие офорта вносит и Ж. Калло, один из известнейших на сегодня граверов, выполнивший более полутора тысяч работ в этой технике. Современная техника гравюры этого типа отличается необыкновенным разнообразием манер. Художники постоянно совершенствуют ее и, экспериментируя, создают все новые и новые методы.