ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Орнамент в стиле ампир

Ампир (фр. empire style — «имперский стиль») – стиль, созданный в эпоху правления Наполеона I во Франции. Направление высокого классицизма. Был популярным в течение всего XIX века. Позднее сменился эклектическими течениями.

Появление стиля ампир

Наполеон Бонапарт пришел к власти почти бескровно. Первым лицом Франции его сделали политические преобразования. Примерно так же тихо и без потрясений преобладающий в то время классический стиль сменился новым направлением, основой которого стали вкусы лично императора. Поэтому принятый стиль и называют имперским, то есть «ампир».

Манера оформления интерьеров, предметов быта и оружия становится более приземленной и основательной. Все вещи приобретают некоторую тяжеловесность и плотность. На смену стройным, удлиненным формам приходят монументальность и статичность. Настоящим символом стиля ампир становятся квадрат и круг – простейшие геометрические фигуры.

С приходом нового стиля меняется не только форма, но и колорит изделий. Художники-оформители начинают использовать гораздо более насыщенные оттенки. Чаще всего применяются золотой, синий и пурпурный цвета. Ведь подобную гамму предпочел для оформления своего дворца сам император. Разумеется, все эти преобразования коснулись и орнамента.

Основные особенности орнамента в стиле ампир

  •  Использование античных, в основном римских и египетских, мотивов.
  •  Устойчивость и монументальность элементов в сетке.
  •   Использование сетчатой структуры, основой которой мог быть ромб, квадрат, шестигранник, круг.
  •  При применении растительных мотивов листочки располагаются очень густо и по обеим сторонам. При этом используются пальметки, лавровые ветви, позаимствованные в основном из римского орнамента. Также очень популярным становится античный мотив виноградной лозы.
  • Эклектичность. В орнаменте часто сочетаются естественные и условные элементы. В этом прослеживается явное влияние эллинизма.
  •  Как и в римском орнаменте, в узорах стиля ампир очень часто используется канделябр. Иногда он трансформируется в пышный вазон с букетом цветов. Одним из самых популярных элементов становится триумфально-помпезный венок. Еще один мотив – знамена тяжелой драпировки и разного рода военная атрибутика.

Орнамент стиля ампир отличается, прежде всего, лаконичностью. Основу его составляет революционная символика с элементами, характерными для античности. Символичность при исполнении этого декора используется очень широко. Так, фригийский колпак становится отражением в узоре свободы, в ликторская связка – единения, дубовые ветки – добродетели, копье – свободы личности.

В разработке орнаментов нового стиля принимали участие многие известные художники. В первую очередь следует отметить живописца Жака Луи Давида. В своих произведениях этот мастер часто использует растительные и геометрические мотивы этрусских ваз. Это очень обогатило новый стиль. Находит отражение в орнаменте и воинственность новой Французской империи. В качестве орнаментальных элементов в этот период часто используются трофеи, луки, колчаны, стрелы, императорские орлы, щиты, шлемы, мечи и т.д. В орнаментах на текстиле, обоях, оружии, элементах декора часто используется так же вензель N, прославляющий Бонапарта. Составляются орнаменты с применением имперских эмблем – орла, пчелы, звезды, ордена Почетного легиона и других.

{galereia:Орнамент и эпохи - Ампир}

Российский орнамент в стиле ампир

В XIX веке в России существовало две разновидности стиля  – столичная петербургская и провинциальная московская. Последняя была очень распространена в помещичьих усадьбах и апартаментах знати в старинных городах. Что касается столичного ампира, то к французскому стилю он был несколько ближе.

Однако отличия все же прослеживаются достаточно явственно. Например, в орнаментах столичной русской разновидности ампира гораздо больше классических элементов, чем в узорах французских художников. Русский орнамент не так категоричен и тяжеловесен, в нем меньше эклектичности. При этом он гораздо более строг и гармоничен. В случае с провинциальным ампиром французского практически ничего не остается. Орнаменты, выполненные с использованием этого направления, имеют чисто русский, уютный и камерный внешний вид. Монументальность в нем переосмыслена в основательность. Этот декор еще ближе к классицизму, чем столичный, спокойнее и гармоничнее.

Стиль ампир отличается суровостью, строгостью и схематизмом. Растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы в нем более скованы и подчинены основной доминанте стиля: подчеркивание преемственности Империи древним цивилизациям ведет к художественному воплощению идеи могущества власти и государства и славы победоносной армии.