ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Орнамент в стиле маньеризм

Маньеризм (итал. maniera – манера) – западноевропейский стиль XVI – первой половины XVII веков. В отличие от декора эпохи Возрождения, узор этого периода характеризуется практически полной потерей гармонии между духовным и телесным, живой природой и человеком. Некоторые искусствоведы не считают маньеризм отдельным стилем, относя его к ранней форме барокко.

Появился этот стиль в Италии, после чего стало необыкновенно популярным во Франции, а далее распространился по всей Европе. Предпосылкой его возникновения в какой-то мере стал кризис в общественно-политической жизни эпохи Позднего Возрождения. Однако некоторые исследователи связывают зарождение основ маньеризма с разграблением Рима в 1527 году. Орнамент эпохи маньеризма представляет собой совершенно новый декор, лишь отдаленно связанный с ренессансным гротеском. Сходство проявляется в симметричности построения и использовании таких мотивов, как гирлянды, гротескные маскароны, фантастические существа и т.д.

Характерные черты стиля маньеризм

•    Красота отдельной детали ценится выше красоты всего изделия в целом.
•    В сравнении с ясностью и уравновешенностью декоров эпохи Возрождения здесь царит гораздо большая вычурность и   изощренность.
•    Напряженность поз, удлиненность фигур в сочетании с изысканной плавностью и элегантностью форм.
• Осознанное презрение художников, мастеров декоративно-прикладного искусства и архитекторов к классическим традициям и установленным правилам.
•    Использование причудливых эффектов, связанных с перспективой, размерами и освещением.
•  Обращение художников к эмблематике и символике. Основной целью декораторов при этом является выполнение образов наиболее близких духу тогдашнего светского общества.

Маньеризм можно позиционировать как переходное направление от монументальных и массивных форм эпохи Возрождения к пышности, роскоши и величию барокко.

Характерные особенности орнамента стиля маньеризм

Толчком возникновения нового стиля в орнаменте становится открытие в Риме «Золотого дома», бывшего дворца императора Нерона. Римские руины изучаются, а найденные декоры зарисовываются. Стенописи с античными орнаментами производят на современников просто неизгладимое впечатление. Это и порождает волну увлечения римским оформлением. Художники начинают создавать свои варианты декора, основываясь на древнеримских узорах.

Маньеризм внес в орнаментику Возрождения свои собственные коррективы. Мастера, выполняющие декоры этого стиля, предпочитали широко использовать причудливо переплетенные зооморфные и растительные мотивы. При этом в узоры вплетаются такие элементы, как химеры и драконы, а также другие фантастические соединения фауны и флоры. Поистине виртуозным мастером в исполнении орнамента маньеризма был Джорджо Вазари. В своих декорах он очень часто использовал такой элемент, как гризайль. Орнамент маньеризма достаточно часто можно видеть и во фресках. В качестве примера стоит привести хоры церкви Санта Мария делла Стекката в Парме. Очень часто такими орнаментами украшались фонтаны и колонны. Известным образцом декора маньеризма считается фронтон Бернардинского костела во Львове.

Основные группы орнаментов маньеризма

В маньеризме различают всего два основных вида орнамента – ормушль и страпворк. Все остальные разновидности – это всего лишь вариации этих двух. Страпворк представляет собой декор, имитирующий переплетенные ленты из пергамента, металла или кожи. Очень часто при этом в них присутствуют овальные или круглые отверстия. Эти интересные сплетения иногда дополняются растительными элементами. Зачастую орнамент страпворк включает в себя такие мотивы, как фантастические существа и гирлянды. Подобный декор характерен для маньеризма XVI века. Орнамент страпворк, в том случае, если он выполнен плоским, называется Бандворк. Позднее такой декор переименовали в Бандельверк (нем. Bandelwerk).

Одним из известнейших популяризаторов орнамента эпохи маньеризма считался Ганс Вредеман де Врис (1527-1607), известный инженер, художник и архитектор. Именно этим мастером в 1955 году был выпущен первый в Европе сборник архитектурно-орнаментальных мотивов и картушей. Ормушль (с нем. Ohrmuschel - «ушная раковина») был достаточно распространен и в XVI – XVII веке. Данная разновидность основана на применении в качестве мотива частей человеческого тела. Этот интересный декор был изобретен двумя художниками, работавшими по серебру – братьями Адамом и Паулем ван Вианенами (1568-1627). Одним из изобретателей стиля ормушль считается фламандец К.Флорис.