ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444
библиотека дизайнера

Орнамент стиля рококо

Рококо (фр. rocaille — дробленый камень, ракушка) – стиль, возникший во Франции в XVIII веке. Представляет собой логическое продолжения направление барокко. По-другому называется «рокайль».

Характерные особенности стиля рококо

• Использование ассиметричных динамичных форм.
• Широкое применение белого и золотого цветов. Часто используются голубой, розовый, желтый и зеленый.
• Ярковыраженный уход от реальности в театральность и фантазии.
• Широкое использование восточных мотивов.
• Удобство, практичность и комфорт.
• Обращение к мифологии.

Рококо – это, прежде всего, утонченный и изысканный стиль загородных вилл XVIII века. Помимо этого, данный стиль блестяще проявился во всех сферах художественно-промышленных производств.

Основные характерные особенности орнамента рококо

• Большая декоративная нагруженность и изысканность.
• Наиболее значимые элементы выделяются золотой краской. Цветовая гамма – светлая.
• Грациозный ритм и асимметричность.
• Наклонная ось композиции.
• Натуралистичность.
• Часто элементы выполняются попарно.
• Криволинейные контуры.
• Основные элементы – завиток (рокайль) и картуш в центре композиции. Повсеместно используются обезьяны, пальмы, драконы, купидоны. Иногда композиции составляются из музыкальных инструментов и атрибутов. Большой популярностью пользуются и цветы, тонкие листья.

Рокайль как главный элемент орнамента в стиле рококо

Рокайль – элемент орнамента рококо, появившийся в конце XVIII века во Франции при украшении павильонов-гротов в парках. При их оформлении чаще всего использовались детали, имитирующие объекты природы – причудливые растения, морские раковины, обломки скал, камни. Несколько позже данное название начали применять ко всему необычному и вычурному, а в особенности к предметам, напоминавшим раковину или жемчужину.

Зарождение орнамента рококо

Самым первым признаком зарождающегося стиля стало новое орнаментальное решение обрамления художественного произведения. При этом контуры последнего обычно теряют устойчивость. В отличие от гротеска, орнаменты рококо никогда не покрывают пространство целиком, даже в самых дерзких композициях. При этом элементы и мотивы рокайля сильно тяготеют к натурализму. Однако распознать к какому именно миру – растительному, животному или минеральному относится тот или иной элемент зачастую достаточно сложно. Мотивы орнамента рококо сливаются и перетекают друг в друга. Ракушка может незаметно объединиться с картушем, вязь – с листвой, камушки – с трофеями. Среди растительных элементов зачастую практически невозможно разглядеть маленьких птичек, выполненных в том же цвете и гармонично переплетающихся с причудливыми завитками.

Наиболее известным художником, представителем стиля рококо считается Жюст Орель Мейсонье (1695-1750), сын златокузнеца из Турина, скульптор, ювелир, архитектор, автор многочисленных проектов изделий декоративно-прикладного искусства. Именно в его произведениях впервые встречается столь характерная для орнаментики рококо форма – мотив изогнутой раковины. С этим стилем часто связывают имя Пино, работавшего в отелях Виллар, Руйе, Роклор и Мазарини. Характерным примером орнамента раннего рококо можно считать арабески, выполненные Рене Шово на потолке Стокгольмского дворца Тессин в 1697 году. По стилю это оформление очень близко стилю Жана Берена, являвшегося в конце XVII века главным декоратором Франции. Самым знаменитым создателем арабесок рокайля начала XVIIIв. считается Клод Одран. Его орнаменты отличаются от декора Берена легкостью и стилизацией, напоминающей традиционный гротеск.

Ткани «bizarre»

Ткани «bizarre» (англ. причудливый) – особый вид текстиля, появившийся во Франции в XVII веке и распространившийся по всем странам Европы. Мода на них просуществовала порядка 20 лет на рубеже XVII – XVIII веков. Такое интересное название этот вид текстиля получил в связи с очень необычным орнаментальным оформлением. Предполагается, что идея подобного декора была позаимствована в Индии или Китае. Однако восточными можно считать только собственно мотивы орнамента. Композиция их, равно как и техника исполнения явно европейские. Характерными особенностями данного декора стали диагональная композиция, использование растительных и фантазийных мотивов, зачастую напоминающих архитектурные элементы. Подобные изыски французских мастеров были быстро подхвачены европейскими художниками. К примеру, очень примечательны ткани, выполненные в Англии, в Спиталфилде. Эскизы, разработанные мастерами (Джеймс Леман, Джозеф Дэндридж) фабрик этого центра английского шелкотворчества сохранились до наших дней. Орнаменты стиля рококо – красивейший, в меру вычурный и оригинальный декор, который часто можно видеть на тканях XVIII в., на предметах быта, фасадах зданий, посуде и т.д. Подобное оформление можно считать одной из характерных особенностей данного направления декоративно-прикладного искусства.