det_text
Мозаичный бордюр достаточно большой, его протяженность составляет около 25 метров, ширина – 40 сантиметров, он отделен от плоскости стен специальным латунным профилем, что усиливает его рельефность и контрастность в интерьере и на плоскости стен. Использование контрастных цветов в фоне по отношению к мозаичному рисунку, выполненному из золотых и розовато-фиолетовых смальт, еще более усиливает впечатление контрастности, а зрительной объемности и наличию элементов кубизма – отделение мозаичных плиток друг от друга выраженными швами.
Ар-деко присущи контрастные цветовые оттенки и использование контрастных цветов, что и было использовано нами в работе с этой мозаикой. Темный фон пестрит рваным ритмом золотых листьев, имеющих волнообразное направление движения по поверхности мозаики. На этом фоне рельефно выступают розовато-фиолетовые цветы, причем, достаточно резкий перепад в оттенках создает декоративную стилизацию объемности, которая не стремится к реалистичности и точности изображения цветков роз. Наши мастера сумели воплотить игру с внутренним пространством, присущую достаточно условным изображениям ар-деко: насыщенные тона листьев и цветов рельефно выступают на поверхности мозаики, а темный фон создает глубину пространства, что создает иллюзию движения и силу изображения на светлой бежевой плоскости стен.
Необходимо отметить, что легкий рисунок на плоскости стен, создающий впечатление воздушности, усиливает зрительный контраст и тяжесть мозаики, изображения цветов, усиленные блеском золотых смальт контрастно выходят из плоскости, а выраженные швы между плитками создают впечатление рельефности и неоднородности рисунка. Использование золотой окантовки не только зрительно выделяет мозаику, но и создает ее самостоятельное значение, особую претенциозность, свойственную ар-деко, стремящуюся к подчинению интерьера и доминированию в нем.
Обильное использование золотых смальт создает впечатление не только богатства и роскоши, но и особую игру света на поверхности мозаичного изображения, золотые смальты и выраженная геометрическая форма плиток создает рваный ритм, сохраняющий некую волнообразность, восходящую к более изящному ар-нуво. Чтобы увидеть отличительные особенности ар-нуво, мы рекомендуем посмотреть описания других наших работ в этом стиле, и вы легко заметите все отличие и специфику его стиля.
Следует обратить внимание, как на фоне достаточно аскетичного интерьера выделяется лента мозаики с розами, она словно доминирует в пространстве. Также особого внимания требует светильник на стене, он настолько прост и аскетичен, что кажется связанным с плоскостью стен, а не с мозаичным изображением. Но в этом нет дисгармонии: ар-деко обладает двойственностью и ему свойственно объединение классики с ее строгостью и простотой и роскошью Востока, идущей от ар-нуво, однако преобразованной изломами и изгибами, берущими начало в кубизме. Если в ар-нуво светильники прихотливы по форме, изысканны и волнообразны, как и его растительные мотивы, украшающие интерьеры, то в ар-деко – простота и излом, сочетание разнородного, игра контрастов для создания противоречивого единства интерьера.
При ближайшем рассмотрении фрагмента мозаики становится понятна вся специфика ар-деко, нашедшая воплощение в этом нашем проекте. Изображение вблизи словно теряет свою цельность и представляет собой сочетание треугольников и квадратов разнообразного цвета и оттенка, причем цвета настолько контрастны, что кажутся диссонирующими по отношению друг к другу. Но это только так кажется, поскольку в этом и проявляется специфика абстрактного искусства, в особенности, кубизма, имеющего большое влияние на ар-деко.
Мозаичное изображение соткано сочетаниями треугольников и кубов, расположенных в строгой последовательности, их сочетания строго обусловлены спецификой рисунка, то есть они находятся только там, где и должны быть, каждый на своем месте. Золотая окантовка мозаичного изображения выполнена из крупных кубических форм, квадратные плитки золотой смальты, более крупные по размеру в общем рисунке, выделяют мозаику на плоскости стен. Для перехода к фону использованы квадраты меньшего размера, обладающие цветом фона.
Фон выполнен из треугольных плиток коричневой смальты, не обладающих прозрачностью, за счет чего создается цветовая весомость, тяжесть изображения. А скопления треугольников с выраженными швами между плитками задают тот самый рваный ритм изображения, о котором уже говорилось. Этот ритм еще более усиливается золотыми смальтами листьев растительного орнамента, которые кажутся листьями только при рассмотрении с удаленной точки.
Чрезвычайно интересно выполнены розы, им свойственна не только условность, но и объединение геометрических форм фона и окантовки бордюра, треугольников и квадратов, они словно являются связующим элементом разнородных геометрических форм. В их формах прослеживается кубистическая игра: маленькие квадратики розоватой смальты спиралью закручиваются к центру, создавая контур рисунка, а треугольники, заполняющие его своим центробежным расположением, задают объем.
Еще более сложно технически и с большей условностью выполнена вторая роза на заднем плане, ритм квадратов и треугольников сохраняется, но они смешиваются, их движение менее продуманное, а цвета более светлые, таким образом, создается объем двух изображений, находящихся в неразрывной взаимосвязи, преодолевается плоскостность мозаичного изображения.
В этой сложной и красивой мозаике, нашими мастерами переданы специфические особенности интересного стиля ар-деко, его изломанность, условность, связь с абстрактным искусством и классикой, но в то же время, сохраняющим глубинную связь с ар-нуво, с тем стилем, о котором мы столько писали и работы в котором пользуются постоянным спросом.
мозаика в интерьере ар нуво, фриз из мозаичных роз под потолком
Год создания:
2005
Место расположения:
Москва
Габаритные размеры (ДхШ):
400 х 9000 мм.
Площадь мозаичного панно:
3,6 м2
Архитекторы:
Валерия Сенькина, Тамара Матвеева
Художник:
Светлана Галаган
Мозаичный фриз в стиле ар деко. Художественное панно из мозаики "Розы"