ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Византийская мозаика

  

Начало формирования византийской мозаики приходится на 3-4 века нашей эры. Именно в эту эпоху создаются первые мозаичные композиции. Расцветом мозаичного искусства Византии принято считать 6-7 века нашей эры. В дальнейшем данный вид монументальной живописи переживал кризис. В период с 9 по 14 века мозаичное искусство стало возрождаться и развиваться. Большая часть композиций – это библейские сюжеты и образы святых, которые украшают стены, потолки храмов и церквей.

Применяя античные методики в составлении мозаик, мастера Византии сформировали собственную технику в создании произведений. Частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров склеивались в связующей основе под различным углом наклона. Такая техника позволяла солнечному свету переливаться различными оттенками на мозаичных полотнах.

Тематику мозаичных композиций составляли сюжеты из Библии. Они как будто переносили верующих в другой мир. Лики Христа, изображения ангелов и пророков, а также возвеличивание власти помазанника Божьего стали главными сюжетами мозаичных произведений Византии. При этом сюжет с библейскими персонажами обязательно создавался на золотом фоне, который символизировал роскошь и богатство. Таким образом византийские мозаичисты хотели создать эффект сопричастности зрителя с изображением.

Неровные сияющие поверхности мозаик затрагивались в игре светотени, тем самым формируя в интерьере еще больший ореол таинственности.

Яркие красочные тона создавали у зрителя ощущение того, что вот-вот произойдет чудо.



До настоящего времени сохранились известные всему миру мозаики Равенны – города, расположенного в северной части Италии. В этом городе в 6 веке нашей эры лучшие мастера мозаичного искусства декорировали стены церкви Сан Витале. Солнечный свет, попадающий из арочных проемов галерей и купола, дает возможность мозаике сверкать всеми оттенками цветовой палитры. По обеим сторонам от окон находятся мозаики, изображающие императора Юстиниана и его супруги Феодоры со свитой.

На первом мозаичном полотне изображен император Юстиниан, который преподносит подношение церкви в виде золотой чаши. Его голову украшает диадема, мастер также увенчал ее нимбом, чтобы показать, насколько сильно император привержен религии. Юстиниан облачен в цветные одежды, декорированные золотом. По правую сторону от императора изображены двое придворных и несколько стражников, фигуры которых закрывает парадный щит с монограммой Христа. С левой стороны от Юстиниана - старец в одежде сенатора и епископ Максимиан, держащий в руке крест, а также два дьякона. Абсолютно точная симметрия левой и правой сторон мозаичного полотна формируют у зрителя ощущение равновесия и гармонии.

На противоположной стене находится мозаика с образом жены императора Феодоры. Она входит в собор, держа в руках потир с золотыми монетами. На ее плечах и шее – удивительно красивые и изысканные ожерелья. Голову императрицы украшает корона с колоритными подвесками из жемчуга. Ее голова также увенчана нимбом. С левой стороны от жены Юстиниана находятся придворные особы, туники которых декорированы драгоценными камнями. С правой стороны от императрицы изображены евнух, который открывает завесу собора и дьякон. Мозаичист составил данную композицию на золотом фоне.

Обе работы создают у зрителя ощущение того, что власть императора Византии крепка и незыблема. Как не подчиниться такой власти, когда она окружена такой роскошью и богатством.

Следует отметить также уникальные мозаичные произведения в церкви Успения в Никее, Которые были созданы в 7 веке нашей эры. К сожалению, церковь была разрушена в 1922 году. Композиции, изображающие ангелов, просто потрясают зрителя своей красотой и великолепием. Образы ангелов настолько благородны, что создается ощущение, будто это настоящий идеал красоты античной эпохи. Они изображены в выразительных нарядах придворных стражников на золотистом фоне алтарного свода. Охраняя трон, они попарно стоят у него, держа в руках знамена. Ангелы предстают перед зрителем в естественной позе. Вместе с тем, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивается божественный свет, делают образы максимально реалистичными и выразительными.

Заслуживает особого внимания мозаичное полотно с изображением известного ангела «Динамиса», который олицетворяет собой эталон совершенства, благородства и одухотворенности. Лик ангела просто поражает богатством внутреннего мира, глубиной эмоций и чувств. К большому сожалению, имя создателя этого уникального шедевра неизвестно.


Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. В большинстве случаев мозаичная картина составлялась таким образом, чтобы визуально подчеркнуть объемность изображения.