ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Линогравюра – печать по линолеуму

Линогравюра (фр. graver – вырезать) – особый способ печати изображений с использованием гибких форм (обычно линолеума). По технике очень напоминает ксилографию. Для рисунков, выполненных этим методом, характерна некоторая резкость и рыхлость. Очень часто линогравюра отличается монументальностью и большими размерами. Это связано, прежде всего, с особенностями материала. Линолеум очень просто режется, а линии, выполненные на нем, характеризуются четкостью.

История линогравюры

Впервые гравюры с применением гибкого материала были выполнены на рубеже XIX – XX веков, сразу после изобретения линолеума. Интересные особенности штампа, богатые возможности, которые он предоставляет для творчества, сделали эту технику необыкновенно привлекательной для художников и широкоиспользуемой. К середине XX века даже складывается несколько школ. Особенное распространение линогравюра получает в странах Латинской Америки. В качестве примера можно привести бразильский «Клуб друзей гравюры» (Р. Кац, К. Склиара, В. Праду и др.), «Мастерскую народной графики» в Мексике (А. Бельтрана, Л. Мендеса). Линогравюрой увлекались и многие европейские знаменитые художники – Пикассо, Матисс, Нильсон и другие. Достаточно быстро эта техника проникает и в Россию. Имеется множество произведений, выполненных такими известными мастерами, как И. Н. Павлов, К. Е. Костенко, И. А. Соколов. Особого расцвета линогравюра в нашей стране достигла в 50-60 годы прошлого столетия. В этот период во многих союзных республиках были созданы целые национальные школы. Популярна линогравюра и в наши дни. Современные художники активно используют как черно-белой, так и цветной методы. В типографиях линогравюру применяют как один из способов плоской печати. 

Техника выполнения

Штамп выполняется посредством специальных инструментов – штихелей, которые могут иметь разный профиль и диаметр. Это позволяет добиваться тонких и толстых линий различной длины и конфигурации. После выполнения необходимого изображения на поверхность изготовленной таким образом печати наносится краска. Далее штамп прижимают к бумаге, выполняя тем самым гравюру.

Разновидности линогравюры

Черно-белая линогравюра. Для изготовления печати берут достаточно толстый линолеум (не менее 2,5 мм) с гладкой поверхностью. Материал должен быть очень хорошо высушен. Наибольшую ценность для граверов по этой причине имеет линолеум, снятый в старых квартирах. Иногда используется пластик ПВХ, из которого делают отделку для пола. Однако этот материал обычно применяют для изготовления небольших по размеру гравюр. Его свойства таковы, что на нем допускается применение даже штихелей для торцевой резьбы по дереву. Предварительно на материал наносится рисунок посредством черной туши. Для тонких линий используется перо, для толстых – кисть. Иногда применяют более простой метод перевода рисунка с бумажного листа. Будучи прижатым к гладкой поверхности линолеума, карандашное изображение очень легко на нем отпечатывается. Для выполнения фактуры часто используется метод пунктирной манеры. Изображение вырезается с использованием тех же приемов, что и в обрезной ксилографии. Для печати рисунков может быть использован метод притирки кисточкой либо специальный станок (для больших изображений).

Цветная линогравюра. При ее выполнении художники стараются минимальным количеством красок передать как можно больше тоновых оттенков. Для каждого цвета вырезается отдельный штамп. Далее изображения печатаются последовательно слоями. При этом учитывается то, что при наложении разных цветов одновременно на один и тот же участок они выступают как составляющие нового цвета (при смешении красного и синего получается фиолетовый и т.д.). Для выполнения изображений используют специальное приспособление – доску с набитыми на нее уголками, вырезанными из линолеума. Сначала накатывают гравюру первого цвета и выравнивают ее в уголках. Далее к ней прижимают бумагу и притирают кистью. Лист при этом прикалывают к уголкам кнопками. Затем лист аккуратно приподнимают (кнопки не убирают) и вытаскивают первую форму. После этого на ее место кладут вторую и опять притирают бумагу. Процесс продолжают до тех пор, пока все штампы не будут использованы.

Известные произведения

«Загорск» (1961 г.), В. Смирнов. Выполняя эту работу, художник ставил себе целью придать очарование необычного сочетания современной жизни и древней архитектуры.
«Оператор» (1961 г.), В. Ветрогонский. Цветная линогравюра.
«Портрет идальго» (1965 г.), П. Пикассо. Рисунок представляет собой эскиз одной из декораций, использованных в балете «Треуголка».
«Осень. Кузьминки» (1937 г.), И. А. Соколов. Линогравюра, выполненная в цвете.