ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный орнамент – декор, в котором используются повторяющиеся изображения женских и мужских стилизованных фигур либо лиц. Появление в орнаменте изображения человека историки связывают, прежде всего, с магическими религиозными ритуалами древних охотников и земледельцев. Древний антропоморфный орнамент служил отражением места человека в системе мироздания.

Канонический антропоморфный орнамент

В древности (на стенах и в керамике) антропоморфные мотивы чаще используются в сценах охоты одновременно с изображениями животных. При этом рисунков зверей было гораздо больше, чем рисунков людей. Таким образом, древние художники отразили вполне реальное соотношение сил в природе. Для древнего человека окружавшие его враждебные силы природы имели гораздо большее значение, чем он сам. Важным представителем природы человек начинает ощущать себя только с появлением земледелия. Именно в это время антропоморфные мотивы начинают занимать достаточно серьезное место в искусстве. К примеру, изображение человека часто встречается на керамических изделиях древнейших цивилизаций Передней Азии. Такие же мотивы нередко можно видеть в стенописи и керамике орнаментов разных исторических периодов в Древней Греции и Древнем Египте, а также в работах древних европейских мастеров.

В ранние периоды развития этого вида изобразительного искусства художники использовали в основном лишь силуэтные изображения человека. Рисунки, выполняемые на керамике и стенах древнегреческими и древнеегипетскими художниками, можно считать вершиной мастерства в отношении изображения человека, если говорить о периоде до нашей эры. В древних государствах керамическая посуда была очень распространена. В античные времена, к примеру, для ее украшения использовались в основном две техники выполнения орнамента. Первоначально появился чернофигурный стиль. При этом рисунок выполнялся на красном фоне черным цветом. Позднее появляется краснофигурный стиль. В этом случае фон делается черным, а сам контур на красной глине не закрашивается.

Что касается сюжетов, то они могли быть самыми разными. В древних орнаментах нашли отражение буквально все стороны жизни древних греков и египтян. При этом в мотивах преобладают в основном изображения именно людей. Помимо сцен из повседневной жизни, часто используются мифологические сюжеты. На стенах и сосудах нередко можно видеть орнаменты с мотивами, взятыми из эпоса («Одиссея» и «Илиада»), комедий, лирики, разного рода ритуальные сценки. Фигурки людей при этом часто образуют ленточный орнамент в точно таком же стиле, как и обычный геометрический. В VI в. до н.э. чернофигурный и краснофигурный орнаментальные принципы уже вполне сложились, и композиции выполнялись с большой реалистичностью. При этом для обрамления фигур часто используются геометрические и растительные формы. На теле сосудов исполнялись необыкновенно продуманные и реалистичные сценки. Так выполнена, к примеру, достаточно известная древнегреческая краснофигурная гидрия «Изготовление сундука». Древнегреческие орнаменты были переняты римскими мастерами, работы которых, в свою очередь, стали предметом подражания для художников эпохи Возрождения и классицизма.

Фигуры и головы людей в орнаментах текстиля

В текстильных изделиях изображения человека в развитом и совершенном виде встречаются в средневековых тканях и вышивке. Наиболее популярными и хорошо исполненными в этом плане были английский ткани, которые в то время экспортировались по всей Европе. В европейских музеях имеются достаточно хорошо сохранившиеся мантии работы английских мастеров с религиозными сюжетами (сцены из жизни Христа, апостолов, Богоматери и т.д.).

В качестве примера можно привести серию шпалер «Апокалипсис» (69 штук), созданную по заказу Людовика I. Знаменитые же шпалеры «Беседа влюбленных», «Дровосеки», «Праздник дикарей» более позднего времени (XV в.) выполнены с использованием сложных сюжетов и разнообразной тематики. Данные полотна рассказывают зрителю о повседневной жизни французов той эпохи. В XVI и XVII вв. сюжетная тематика ковров и шпалер проникает в орнамент декоративного текстиля. К примеру, очень много ткани с изображением людей выпускалось на фабрике Ш. Оберкампфа, основанной в 1760 г. под Версалем. Орнаменты обычно выполнялись в красно-синих тонах. При этом использовались сюжеты сражений наполеоновских войн и революции 1789 г. В XVIII-XIX вв .наиболее искусные изображения человека выполнялись при изготовлении платков. Выпуском подобных изделий в то время занималось несколько крупных европейских мануфактур. На фабриках советской России также изготавливался текстиль с антропоморфным орнаментом. В данном случае, сюжет носил в основном агитационный характер.