ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Книжная миниатюра

Миниатюра (лат. minium - красная краска) – графическое или живописное произведение небольшого размера, используемое для оформления книги. Этим же словосочетанием называют и искусство создания подобных изображений. Первоначально миниатюрами назывались иллюстрации и заставки, выполненные в рукописных книгах от руки с использованием гуаши или акварели. В этом виде искусства нашло свое отражение стремление художников отобразить визуально образы полюбившихся народу литературных сюжетов и героев.

Книжная миниатюра Древнего Востока

Искусство создания миниатюр мастерам Древнего Востока было известно очень хорошо. Особенно широко распространено оно было в тех странах, где запрет на изображение живых существ не был слишком строгим. Подобные рисунки для оформления книг когда-то использовали мастера Ирана, Индии, Ближнего Востока и Средней Азии. На данный момент известны иллюстрированные книги, увидевшие свет еще в 977 г. Выпущены они были на территории Афганистана и Северной Индии во времена правления Газневидов и Фатимидов. После падения последних в 1171 году искусство создания иллюстрированной книги перекочевало в Багдад, правители которого всеми силами способствовали развитию разного рода искусств.

В это время восточные мастера создают в основном поясняющие рисунки к книгам научного содержания. В качестве примера можно привести иллюстрации к известному трактату Дионисия «Фармакология», который выполнил в 1222 г художник Абдалла ибн аль-Фадль. В художественной литературе иллюстрация начала использоваться несколько позднее. Первым опытом можно назвать картинки к Макамам аль-Харири, сделанные в 1237 г. мастером Яхья ибн Махмудом. Особого расцвета книжная миниатюра достигает во времена правления иранской династии Ильханов (1256 – 1353 гг.). В это время главным культурным центром Среднего Востока становится Тебриз. Мастерами именно этого города была проиллюстрирована Книга Царей (Шах-Намэ). В период правления династии Тимуридов (XV в.) развитие восточной миниатюры активно продолжается. К примеру, с 1405 по 1447 г. художником Махмудом по заказу султана Шархуха выполняется 38 миниатюр иллюстраций к поэме Низами Хамсе. Эти замечательные рисунки дошли до наших дней. Сегодня их можно увидеть в Эрмитаже.

Старинная европейская книжная миниатюра

Миниатюра как вид иллюстрации была хорошо известна еще мастерам Древнего Египта. Рисунки, поясняющие сюжет книг, выполнялись ими пером с использованием непрозрачных красок. Иллюстрация IV – VI веков вполне достоверно передавала образ фигур и светотень. Очень большой вклад в развитие книжной миниатюры этого времени внесли и византийские художники, сохранявшие традиции позднеантичного периода вплоть до X века. Для изображений, выполняемых ими, характерна некоторая плоскостность и условность. Но при этом именно византийцы придумали выполнять изображения непосредственных жизненных сцен. В средние века миниатюра активно используется и европейскими мастерами. В V – VIII веке начинает развиваться особый плоскостной тип миниатюры, богато украшенной необыкновенно своеобразным орнаментов из птиц и рыб.

В эпоху правления Каролингов (VIII – IX вв.) европейскими мастерами выполняются как традиционные позднеантичные иллюстрации, так и выразительные рисунки, выполненные с использованием пера. Начиная с X века, миниатюра начинает испытывать огромнейшее влияние византийского искусства. Изображения становятся площе и экспрессивнее. В XIII – XV вв. художники по большей мере используют максимально реалистичные изображения. Миниатюрой увлекаются такие знаменитые художники, как Жакмар д’Эден, А. Боневе, братья Лимбург.

Миниатюра Древней Руси

К сожалению, во времена татаро-монгольского ига было утеряно огромное количество произведений русского искусства. На сегодняшний день известно лишь три манускрипта, датируемых XI веком, украшенных иллюстрациями - Остромирово Евангелие (Киев, 1056-1057 гг.), Дворцовый манускрипт (изборник) Святослава (1073 г.) и Молитвенник Гертруды, привезенный из Польши женой князя Изяслава и дополненный пятью миниатюрами, выполненными в византийском стиле уже в Киеве. Этот стиль господствовал в русской иллюстрации вплоть до XV века. Помимо византийских, на русскую миниатюру огромное влияние оказали греческие и южнославянские традиции. В конце XV в. на Руси начинает складываться совершенно особый замечательный единый московский стиль. Отличительной особенностью миниатюры последующих веков можно назвать тяготение к иконописным традициям. В XVI веке были созданы такие хорошо известные на сегодняшний день произведения, как «Сказание о Мамаевом побоище» и «Троянская война» – иллюстрации, использованные в Лицевом летописном своде Ивана Грозного.