ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Готический орнамент

Готика (итал. gotico – готский, по названию племени готов) – стиль, пришедший на смену романскому, ставший завершающим этапом развития средневекового искусства западноевропейских стран (середина XII- XVI вв.). Возникнув в эпоху Возрождения, готика считается неким противовесом римскому искусству, «варварским» стилем. Поскольку господствовавшим в те времена традициям античности данное направление совершенно не соответствовало, для ценителей искусства этой эпохи особого интереса оно не представляло. "Второе дыхание" стиль получил лишь в XIX веке. Именно в это время происходит его популяризация. Расцвета готика, просуществовав в тени античных направлений длительное время, достигла к XIII – XIV в. В XV – XVI веках интерес к готическому искусству сохраняется, однако значительно ослабевает.

Хотя данный стиль больше всего проявил себя в архитектуре, примечательно и декоративно прикладное искусство этого направления. Готический орнамент отличается необыкновенной многогранностью и глубочайшей символичностью. Более того, даже сами архитектурные формы зачастую представляют собой разновидность орнамента. В узорах часто используются преобразованные античные и византийские сюжеты и мотивы. Однако основными становятся совершенно новые, свойственные исключительно этому стилю.

Основные особенности готического орнамента

Характерными признаками готического узора является следующее:

• в геометрическом орнаменте используются в основном криволинейные формы, пришедшие на смену простым и прямолинейным античным;
• стрельчатая арка становится одним из мотивов, определяющих именно готический стиль;
• очень часто используются растительные элементы. Обычно это именно местные растения – виноград, дуб, плющ, репейник, клевер, розы. В особенности широко применяются двулистник и трилистник. В более поздний период развития мастера часто используют разного рода колючие растения – чертополох, терновник. При этом мотивы отличаются абсолютной реалистичностью, что, в конце концов, становится каноном готики;
• зооморфные и антропоморфные мотивы характеризуются абсолютной фантастичностью. Широко используются мифические сюжеты и персонажи. В качестве примера можно привести часто применяемый в готическом орнаменте рисунок собаки, привязанной к дереву. Данный сюжет взят из предания о выращивании корня мандрагоры. Согласно легенде, в процессе получения данного магического растения нужно привязывать к дереву собаку. В готических орнаментах можно увидеть огромное разнообразие фантастических рыб и антропоморфных существ;
• применяются элементы, представляющие собой сценки из обычной жизни, к примеру, груженые товаром корабли, замки и т.д.;
• одним из характерных мотивов готического орнамента является картуш с надписями;
• важное место в сюжете декора занимают христианские символы. Это могут быть ангелы с кадилами, Вифлеемская звезда, дароносицы и т.д.


Готический орнамент в скульптуре и архитектуре

Готический орнамент связан очень тесно со скульптурой. Особенно часто в этом случае используются растительные мотивы. В ранние периоды готический орнамент состоял в основном из роз. Позднее стали использовать очень пышные букеты из фруктов и цветов. В еще более поздние периоды развития готического скульптурного орнамента мастера начали применять сочетания растений с фигурами людей и животных. Фантастические зооморфные и антропоморфные мотивы обычно использовались при выполнении скульптуры как архитектурных элементов. В качестве примера можно привести горгулий Нотр-Дам в Париже.

Что касается использования для украшения зданий собственно орнамента, то на многих готических сооружениях можно видеть мотив виноградной лозы как символа Древа Жизни. Часто архитектурные элементы украшаются изображениями кентавров, исторических персонажей, человеческих голов и героев библейских сюжетов. Особое место как декор храмов и других сооружений занимает резной орнамент, выполненный в камне. До конца XIII века орнамент используется в основном только для украшения именно зданий. Позднее им начинают оформлять церковную серебряную утварь и предметы быта. К концу XV века он становится уже основой всего декоративно-прикладного искусства. В это время орнамент как декор очень часто используется для оформления кафельной плитки. При этом применяются все его виды, начиная от простейшего геометрического и заканчивая антропоморфным.

Достаточно распространены в эту эпоху такие мотивы, как пальметки и лилии на высоких стеблях. Для декорирования плитки в основном использовался черный и желтый цвет. На посуде часто можно видеть геральдические мотивы: при этом она обычно покрывается зеленой глазурью. В готическом искусстве орнамент сыграл не последнюю роль. Без него невозможно себе представить архитектурное убранство, экстерьеры, книжную миниатюру и шрифты, геральдику, скульптурные рельефы готики. Вкупе с архитектурой и скульптурой орнамент может считаться в этом смысле определяющим элементом, а иногда и движущим фактором развития искусства.