Стиль эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.) отличается повышенным интересом к античной культуре. Необыкновенно популярными становятся сюжеты, мотивы, формы и техники, использовавшиеся когда-то мастерами Древнего Рима и Древней Греции. Европейцев снова начинают интересовать гармония, симметрия и перспектива. Свои истоки Ренессанс берет в Италии. Конечно же, случайностью это не назовешь. Ведь именно здесь когда-то и располагался центр Римской Империи. Настоящей же колыбелью данного стиля стала Флоренция. Орнамент эпохи Возрождения соединил и переосмыслил в себе три древних традиции – римскую, арабо-мусульманскую и готическую. Разумеется, римские традиции сыграли при этом главную роль.
Основные мотивы орнамента эпохи Возрождения
В орнаментах этой эпохи присутствуют дубовые и акантовые листья, виноградная лоза, зооморфные элементы в сочетании обнаженным человеческим телом. Тут же можно встретить иконки, греческий меандр, чешую, плетенку, бусы, ленты и древнейший мотив раковины. Акантовый лист и завиток занимают в узорах Ренессанса особое место. После итальянского похода во Франции (XVI в.) в декоре часто применяются такие элементы, как рог изобилия, маски, дельфины, львиные головы, крылатые сфинксы. Фламандский стиль этого века во многом повторяет французский. При этом в орнаментах активно используют кариатид, маскароны, фигуры гениев, частично состоящие из листвы и композиции, включающие в себя медальоны.
Характерные особенности орнамента Ренессанса
Орнамент в эпоху Возрождения отличается реалистичностью и повышенной живописностью. При этом любые виды декора находятся под исключительным влиянием живописи. Именно ей была отведена определяющая роль в художественной культуре эпохи Ренессанса. В композициях орнаментов господствуют уравновешенные, спокойные мотивы, как горизонтальные, так и вертикальные. Повсеместно используются римские канделябры, а также полуциркульные мотивы. Особенно тонкой и гармоничной орнаментикой отличается декор ренессансных интерьеров. Конечно же, в узорах этого стиля присутствуют и собственные, характерные только ему мотивы. Это, прежде всего, герб, заключенный в венок из цветов, поддерживаемый купидонами.
Ренессансный орнамент на керамике
Доминирующим керамическим изделием XVI века была майолика. Так называют керамические изделия из обожженной цветной глины, покрытые глазурью. Их гладкая поверхность очень хорошо подходила для росписи. Орнамент на такую посуду наносился обычно синим кобальтом. В качестве мотива при этом использовались геральдические изображения, павлиньи перья, портреты в круглых рамках. В более поздний период на керамику наносились орнаменты, состоящие из элементов, заимствованных из римских монет и медалей.
Орнамент на ювелирных изделиях
Золото и серебро в эпоху Возрождения ценились необыкновенно высоко. Из этих благородных металлов изготавливались кубки, канделябры, кувшины, блюда и т.д., украшенные гравировкой. Орнаментом могли быть, к примеру, густые абстрактные завитки.
Декорирование текстиля
При оформлении ткани орнаментальными узорами в эпоху Возрождения используются как консервативные мотивы, так и совершенно новые. Декор тканей чаще всего состоит из мелких повторяющихся геометрических элементов. Иногда используется и крупный рисунок (до 50 см). Подобный орнамент хорошо известен и популярен до сих пор. Дорогие ткани – бархат и парча – обычно выделываются с различными стилизованными элементами. Чаще всего на таком текстиле можно видеть гранатовый мотив. При этом обычно выполняется аранжировка, нередко в виде слезы. Оживальная форма (форма, образованная дугами двух окружностей), использовавшаяся в готике, продолжает украшать ткани и в эпоху Ренессанса. Однако на этот раз она становится гораздо разнообразнее. Используется тонкая лоза, ленточное плетение, причудливые листочки. Геометрический узор, который так же часто можно видеть на тканях эпохи Возрождения, становится гораздо более отчетливым. В мотивах такого вида присутствует огромное количество мелких деталей. Особенно примечательна в этом плане вышивка льняных рубашек и кружево reticella. То есть такие орнаменты, при выполнении которых требуется расчет по клеткам.
Орнамент на стекле
Особое внимание в этом плане стоит уделить венецианскому стеклу. В период раннего Ренессанса Венеция была могущественным государством, где процветали ремесла, торговля, искусство. Значительного технического прогресса это государство достигло в производстве стекла. Современники называли венецианское стекло «cristallo» из-за сходства с горным хрусталем. Оформление изделий, выполненных из такого стекла, выполняется с использованием романской, византийской и восточной техник. В эпоху Возрождения венецианское стекло становится необыкновенно популярным у знати. Аристократия других стран стремилась открывать свои стеклодувные мастерские и тщетно пытались найти секрет его производства. Отличными эстетическими качествами отличается также испанское стекло медового цвета. В нем часто используются различные эмали, а орнаментом обычно служили узоры из ярко-зеленых листьев и стилизованных фигур животных.