ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Скульптура Юго-Восточной Азии

В первые века новой эры пришедшая из Индии религия положила конец местным верованиям стран Юго-Восточной Азии. Буддизм и индуизм породили здесь поистине великолепную архитектуру и скульптуру. В скульптуре Вьетнама, Камбоджи, Индонезии и других стран азиатского региона можно заметить почти классическую строгость и уравновешенность. И во многих аспектах мастера этих стран превзошли даже зодчих и скульпторов самой Индии.

Особенности скульптуры Вьетнама

На вьетнамскую скульптуру огромное влияние оказали три традиционных религии этой страны – конфуцианство, даосизм и буддизм. Ранние произведения пластичного искусства можно найти в основном в храмах и пагодах. По большей мере скульптура Вьетнама связана именно с архитектурой. Поэтому основной ее характеристикой можно назвать декоративность. Характер изваяния по большей мере связан с тем, в каком именно месте храма оно находится. Хотя китайское искусство, как и индийское, очень повлияло на скульптуру Вьетнама, мастерам этой страны удалось сделать свои произведения оригинальными и своеобразными. От китайских скульптур вьетнамские отличаются беспокойной динамикой.

Самые интересные вьетнамские изваяния были найдены в развалинах культовых сооружений в Ми-Соне, Тра-Кье и Донг-Дуонге. Относятся они примерно к VII-X вв. В музее в Туране можно посмотреть очень интересные барельефы от пьедестала из Тра-Кье, датируемые Х веком. На них изображены полные динамики и пластического совершенства фигурки музыкантов и танцовщиц. По грациозности движений последних этот вьетнамский барельеф превосходит в каком-то смысле даже индийские аналоги. В скульптуре Тра-Кье огромный интерес представляют и изображения животных. Фигурки слонов, обезьян и львов выполнены очень реалистично. Слоны, например, часто изображались в движении – с одной поднятой ногой.

Мастерами Донг-Дуонга очень интересно реалистично передавались головы божеств. Лица скульптур совершенно не идеализированы. Их отличительной особенностью являются пышные усы, толстые губы, густые брови и широкие носы. Очень интересна совершенно нехарактерная для Вьетнама круглая статуя из погребальной ступы в Тань-Хоа. Выполнена она из дерева, покрытого лаком, и изображает бонзу Минь-Хань.

Особенности статуй Камбоджи и Индонезии

В прошлом Индонезию называли «архипелагом богов». Все дело в том, что в разное время в этой стране исповедовались разнообразные религии – от иудаизма до буддизма. С XVI века преобладающим культом здесь становится ислам.

Типичными произведениями острова Явы можно назвать скульптуры драконов и разного рода чудовищ. Изготовлены они были под влиянием, прежде всего индуизма. Выполнялись эти статуи из окрашенного дерева и имели извилистые контуры. Благодаря такому оригинальному решению эти произведения индонезийского искусства имеют поразительное сходство с языками пламени. Подобные скульптуры производятся на острове и в наше время.

Как и в культуре большинства стран Юго-Восточной Азии, в искусстве Индонезии и Камбоджи широко используется принцип повторяемости. Замечательным примером этому может служить дворец Боробудур на острове Ява. Его название переводится как «Множество Будд». Регион, в котором расположен комплекс, известен своими высокогорными плато. Здесь древними мастерами выстроено огромное количество ступ и выполнено сотни статуй Будд, закрытых очень интересными каменными колпаками-клетками. Все эти статуи практически идентичны и отличаются только положением рук. Будды изображены демонстрирующими особые жесты – мудры. Еще одним примером многократного повторения можно считать декорированные барельефы комплекса Анкгор-Вате с изображениями небесных танцовщиц. По индуистской легенде, эти девы призваны ублажать богов, но смертных могут совратить с пути истинного. Нескончаемый ряд танцующих фигур вызывает неповторимую иллюзию движения.

Скульптура Таиланда

Скульптуры Таиланда по большей мере носят строго религиозный характер. Буквально все храмы этой страны украшены здесь изображениями Будды. Традиционно для выполнения статуй используются такие материалы, как гипс, бронза и камень. Самое главное буддистское божество изображается чаще всего сидящим в канонических позах. В основном это поза лотоса. Статуи Будды в наше время в Таиланде можно увидеть не только в храмах, но и во многих музеях. Практически все изображения божества в этой стране имеют свою собственную историю. Очень интересна, например легенда о голове Будды (Аюттхайи), которая была извлечена корнями дерева из-под земли. Несмотря на то, что скульптура стран Юго-Восточной Азии сложилась под влиянием в основном индийской и китайской культур, в ней очень много своеобразного и неповторимого. Мастерам этих стран удавалось создавать не менее интересные и красивые изваяния, чем индийские и китайские.