ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаика рококо

Стиль рококо является развитием стиля барокко в начале XVIII века и просуществовал до самого конца этого столетия. Мозаика не была основным видом декоративно-прикладного искусства этого времени, однако в качестве декора использовалась достаточно часто. Конечно же, этому виду украшения стен были присущи все характерные черты стиля.

Основные отличительные особенности стиля рококо

Сам термин «рококо» произошел от названия техники «рокайль». По этой методике во Франции украшали фонтаны чаш и гроты. В качестве декоративного материала при этом использовались имитирующие природные образования окаменелости.

В начале XVIII века рококо именовался «живописным вкусом». К основным его отличительным особенностям можно отнести:
• динамичные и асимметричные формы;
• основные цвета, как и в барокко – белый и золотой. Также могут быть использованы пастельные оттенки – голубой, розовый, желтый и зеленый;
• использование китайских мотивов, элементов стихий, времен года, побегов цветов;
• использование пастельных тонов для фона – розовых, зеленых, кремовых, белых.

Материалы, используемые для составления мозаик

Для выкладки элементов мозаичных композиций широко использовалась не только традиционная смальта, но и другие, ранее совершенно не характерные для этого вида ДПИ материалы. Для рококо свойственным является метод выкладывания панно из морских раковин. Обычно такой декор использовался для украшения интерьеров. Выглядело подобное оформление необыкновенно эффектно и было в то время очень модным.

Также необыкновенно популярными в XVIII в. становятся мозаичные композиции, выполненные из бисера. Изготовлением подобных декоров занимались в основном мастера фабрики ван Зелова (Коралловой фабрики). Открыта она была в городе Брауншвейк в нижней Саксонии в середине XVIII в. Первоначально «кораллами» называли стеклянные бусы с наполнением из воска, имитирующие настоящие кораллы. Впоследствии это название перешло на стеклянный бисер. Для того, чтобы заглушить естественный блеск стекла, при плавке в него добавляли костную золу животных. Все предметы декора, выпускаемые на этой фабрике, отделывались бисером, называемым «шмельцем», черного или зеленого цвета.

При изготовлении материала для мозаик предварительно из стекла вытягивалась тонкая трубочка, от которой затем отщипывались кусочки. В 1782 году был изобретен способ разрезания трубочек на вертикально вращающихся дисках. В 1790 году для этой цели начали использовать специальные гильотины. При этом в механизм вкладывался сразу целый пучок трубочек. Полученные цилиндрики нагревались и оплавлялись для смягчения краев и придания им круглой формы. Сначала это делали в горшках, а затем начали использовать медные ковши, называемые тиглями. В 1817 году придумали применять для этой цели непрерывно вращающиеся барабаны.

Мастерами Коралловой фабрики изготавливалась в основном небольшая мебель и предметы декора, украшенные бисерной мозаикой. В продажу поступали оформленные таким образом бюро, шкафчики, столики-приставки, декоративные и ломберные столики. Кроме того, был налажен выпуск украшенных бисерной мозаикой коробок, ваз, банок, тарелок, пивных кружек, а также скульптурок птиц (обычно попугаев) и животных. Основатель фабрики И.М. ван Зелов называл способ оформления бисерной мозаикой своим личным изобретением.

Технология изготовления бисерной мозаики

Панно выполнялись обычно на деревянных дощечках. Иногда использовались металлические или глиняные. На поверхность такой основы предварительно наклеивалось льняное полотно, которое затем смазывалось специальной мастикой беловато-серого цвета. Этот состав некоторое время оставался вязким и пластичным, а впоследствии затвердевал. В нанесенный слой вдавливалась нить с нанизанными на нее бисеринами. Материал при этом использовался непрозрачный и крупный. Предварительно такой же нитью выкладывался образец.

Характерные особенности мозаик Коралловой фабрики

Разумеется, в рисунке бисерной мозаики И.М. ван Зелова явно прослеживаются все характерные черты стиля рококо. Композиция отличается динамичностью, наличием крупных цветовых пятен и необыкновенным богатством красок. Самыми распространенными мотивами бисерных мозаик были завиток и рокайль. Часто использовались и растительные орнаменты. В качестве примера такой композиции можно привести декор столика графов Шереметьевых, хранящийся в музее в Кусково. Очень часто из бисерин составлялись такие изображения, как дворцы с окружающими их регулярными парками. Большинство изделий, изготовленных на Коралловой фабрике и сохранившихся до нашей дней, экспонируется в музеях Германии.