ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаика Сицилии


Когда-то давно Сицилия считалась центром Земли. Остров являлся своеобразным местом, где сталкивались два мира – Европа и Африка – и всегда был привлекательной добычей как для завоевателей, так и для торговцев. Пожалуй, даже в Европе нет такого места, в котором бы так гармонично сочетались многонациональная культура, богатейшая история, красивейшее море и пышная природа. На Сицилии в разные времена жили арабы, греки, норманны, римляне, испанцы, византийцы, французы и даже британцы, поэтому в культуре и традициях этого острова есть свои особенности.

После того, как распалась Римская империя, в Западной Европе произошел полный упадок мозаичного искусства. До XI века не нашлось ни одного мастера, который бы создал что-либо значительное в этой области. Как только пришла пора возродить мозаичное искусство, жители Сицилии были вынуждены обратиться за помощью к Византии, которая в то время являлась хранителем высшего мастерства в области мозаичного дела.

Возрождение искусства мозаики на Сицилии началось в XI веке, когда настоятель Монте-Кассинского монастыря по имени Дезидерий решил основать школу мозаичного дела для монахов. Он пригласил несколько византийских художников для того, чтобы они научили монахов мозаичному мастерству. Его примеру последовали подобные школы в других городах Италии, и вскоре началось активное возрождение мозаичного мастерства на территории Западной Европы.

На Сицилии в XII-XIII вв. в таких городах, как Палермо, Чефалу и Монреаль, а также на островах Мурано и Торчелло, в Венеции и около нее стали появляться замечательные мозаичные шедевры, созданные новым поколением итальянских мастеров, которые старательно осваивали традиции византийского мозаичного искусства и воплощали их в своем творчестве.

Памятники мозаичного искусства, которые возродились в XII веке, мы можем видеть в многочисленных римских храмовых сооружениях. В создании таких памятников принимали такие знаменитые итальянские художники мозаики, как Джотто, Пьетро Каваллини, Доменико Гирляндайо, Чимабуэ и многие другие мастера.

Если взглянуть на первые мозаики, созданные в период Возрождения, то можно заметить их сходство по художественным достоинствам с лучшими византийскими мозаичными образцами XII века. В византийском стиле выполнены удлиненные фигуры святых, их одухотворенные лица выглядят вытянутыми. Колорит мозаик очень красив и чист. Можно четко проследить византийскую технику набора в большинстве памятниках, выполненных в мозаичном стиле.

Именно в XII веке был построен готический кафедральный собор Дуомо в Монреале. Его стены украшены бесподобной мозаикой, сюжетами которой являются библейские темы. А чего стоят мозаичные сюжеты в соборе города Чефалу, построенном также в XII веке!  В главной его абсиде центральным изображением является образ Спасителя на золотом фоне, одежда которого блистает разными красками. Его белокурые волосы посередине разделены пробором. В застывших чертах лица, а также в позах и фигурах святых можно уловить византийский стиль исполнения. На церковных мозаиках имеются надписи на греческом языке, как и на мозаиках Мартораны в Палермо.

В создании проекта собора Санта Марии Нуова принимали участие арабские архитекторы. Здание внутри напоминает богато украшенную шкатулку. Стены собора покрыты золотистой мозаикой, площадь которой равна 6340 кв.м. Мозаичные произведения выполнены на таком высоком художественном уровне, что их красотою невозможно налюбоваться, причем это относится как к рисунку, так и к исполнению.

Но иногда создается впечатление, что четкость линий, присущая византийскому исполнению, является слишком утрированной. В некоторых случаях можно наблюдать перегрузку картин фигурами людей, которые застыли в несколько угловатых позах, и производящих беспокойное впечатление. Также в некоторых мозаиках можно проследить отсутствие единого стиля: вместе с ярко выраженным византийским подходом иногда можно заметить черты местного романского стиля.

Можно заметить, что, по сравнению с красочными и утонченными византийскими мозаиками, колорит многих мозаик, к примеру, находящихся в храме св. Марка, выглядит несколько сумрачным и унылым. Это общее впечатление от созданных в эпоху Возрождения итальянских мозаик.

К концу XIV века мозаика постепенно начинает сдавать позиции как монументальное искусство больших форм. Если раньше мозаичное искусство было равноправным соратником архитектуры и способствовало раскрытию некоторых архитектурных образов, то теперь оно стало копировать образцы масляной живописи, и, в конце концов, практически исчезло, уступив место фресковой живописи.