ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаика базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура


На том месте, где был предположительно захоронен апостол Павел, была построена при Константине Великом базилика, которая простояла до 1823 года. Она сильно пострадала при пожаре, но в 1854 году была освящена вновь. Эта базилика входит в состав самых грандиозных и великих базилик Рима. Базилика была расположена за пределами Арелиановых стен.

Как и другие христианские базилики, она воздвигнута на месте мученичества святого Павла. Предположительно на том месте, где воздвигнут храм, святому Павлу отсекли голову мечом. Сначала на месте захоронения Павла христиане сделали надгробие небольшого размера, а потом император Константин дал распоряжение на строительство базилики. Гробницу апостола поместили в апсиду, где в настоящее время находится алтарь. Несмотря на достаточно сдержанный и простой внешний облик базилики, его интерьер поражает роскошью, богатством и изяществом. Фасад собора предваряет квадратный портик, который поддерживают 146 колонн. Часть фасада, которая расположена над портиком, украшена мозаичными картинами, включая тимпан с изображением Христа. Эта композиция называется «Христос, благословляющий между Святыми Павлом и Петром».

Чуть ниже изображен мозаичный сюжет под названием «Агнец Божий, возлежащий на холме между священными городами Иерусалимом и Вифлеемом». У подножья райской горы изображены двенадцать ягнят, которые символизируют апостолов. Эта мозаика была создана взамен утраченным мозаикам в XIX веке. А еще ниже, в обрамлении окон, расположены мозаичные композиции с изображением четырех огромных фигур пророков – Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Некоторые фрески были реставрированы при правлении папы Пия Девятого (1792-1878) такими художниками, как Мизальи, Руспи и Пилери. В 1943 году фасад здания был поврежден после бомбардировок, но он в скором времени был восстановлен. Не подлежали восстановлению несколько мозаик Сильверио Каппарони, на которых были изображены многие персонажи, связанные с историей базилики.

Во времена Возрождения и эпоху барокко базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура не претерпела каких-либо существенных изменений. Но после пожара уцелели не все шедевры искусства. Так, не сохранилась мозаика, созданная известным мастером мозаичного дела Пьетро Каваллини, которой он украсил апсиду. Но чудом сохранилась мозаика V века, сделанная по заказу Галлы Плацидии, которая была сводной сестрой императора Гонория. С тех пор эту арку называют в ее честь. В центре мозаичной композиции можно увидеть изображение благословляющего Иисуса, находящегося в сиянии лучей и держащего в руке посох. Иисуса с двух сторон окружают 24 учителя Церкви.

В левой части арки изображен святой Павел, а с правой – святой Петр. Арка как будто подсвечивается прекрасным золотистым сиянием, которое отражается от апсиды, покрытой золотой смальтой. Этим сиянием подсвечивается алтарь, под которым находятся мощи святого Павла. Глядя на эту мозаику, не перестаешь удивляться тому, как мастера могли создать такое великолепие. Особого внимания заслуживают портреты римских пап, правивших в разное время. Архитектурный стиль базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура очень пластичен. Игра тени и света, синий цвет мозаики, золото апсиды, воздушность потолка и роспись арок создают иллюзию движения. Войдя в базилику, у каждого вошедшего возникает желание подойти к алтарю, излучающему сияние. Под сводом базилики находятся окна, сделанные в витражной технике. Свет, струящийся сквозь эти витражи, освещает базилику мягким и необычным светом.

При входе в базилику нельзя не заметить три двери, которые декорированы росписью, рельефами и мозаикой на тему жизни Христа и его апостолов. Апсиду украшает мозаика с изображением Спасителя, сидящего на троне. Она была создана венецианскими мастерами, которых пригласил Папа Римский Гонорий II. Над созданием готического кивория (алтаря, обозначающего место захоронения святого Павла), работал Арнольфо ди Камбио. Колонны и фриз инкрустированы мрамором и разноцветной мозаикой из смальты. В 1214 году эта работа по украшению колонн была закончена мастерами семьи Вассаллетто. Пол перед главным алтарем базилики выложен красивейшей мозаикой, но которой изображены всевозможные животные.

Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура относится к числу самых красивейших и старейших христианских соборов. Туда стремятся попасть большое количество паломников для того, чтобы не только преклониться перед местом захоронения святого Павла, но и лицезреть великолепную архитектуру храма. Мозаичная техника соответствовала тем задачам, которые стояли перед украшавшими христианские храмы художниками. Лучистость и красочность мозаики способствовали дематериализации мозаичных фигур, усиливая одухотворенность образов.