ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаика острова Крит


Искусство монументальной живописи существовало на острове Крит с древнейших времен. Только некоторая часть мозаичных полотен сохранилась до настоящего времени. В начале прошлого века на Крите в городе Кносс археологи отыскали руины некогда величественного дворца, возведенного в 17-15 веках до нашей эры. Огромные залы Кносского дворца были декорированы разноцветными росписями. Мастера создавали на стенах уникальные шедевры – красочный мир с обилием цветущих растений, диких животных, в том числе и мифического характера, в частности, грифонов. Здесь можно найти мозаичные картины с изображением морских обитателей, с рисунками театральных постановок и праздничных шествий. Если пройти двор, вымощенный из камня, затем ворота с красными пилонами и проделать несколько поворотов, то можно попасть к юго-западному входу руин дворца. В прошлом это было колоритное и массивное сооружение, состоящее из нескольких этажей, которое мастера щедро декорировали росписями и фресками.
Неподалеку от Кносского дворца расположены два роскошных здания, в которых уцелели колоны и сохранились мозаичные полотна Римской эпохи: Малый дворец с западной стороны и Царская вилла с северной стороны.

К числу наиболее значимых архитектурных сооружений эпохи Средневековья, которые смогли пронести сквозь столетия уникальные памятники монументального искусства, относится Кафаликон Осоис Лукас. Церковь Святого Луки была построена в честь освобождения острова Крит от сарацин. С западной части собора располагается сводчатый нартекс, декорированный мозаикой и мрамором. С восточной стороны церкви находится выдвинутая за периметр апсида центрального алтаря. Первый ярус представлен компартиментами с крестовыми сводами, которые украшены фресками и мозаикой. Хоры второго яруса декорированы аркадой, переходящей в главное пространство церкви.

Мозаики Кафоликона были составлены в начале одиннадцатого столетия нашей эры, некоторые источники датируют их появление 12 веком. Мозаичные картины составляли два мастера, один из которых декорировал апсиду и наос, а второй украсил нартекс. Эксперты утверждают, что стиль первого мозаичиста подразумевает некую приглаженность и строгую педантичность, а стиль второго мастера характеризуется в большей степени непосредственностью и яркостью красок.


Академик В.Н. Лазарев классифицирует мозаики Кафоликона как монашеское провинциальное искусство. Однако при этом он обращает внимание на монументальные особенности их ансамбля, изящество цветовой гаммы и насыщенность красок. Если говорить о специфики мозаик нартекса, то следует отметить, что крестовый свод главного компартимента наоса декорирует образ Богородицы Оранты в окружении архангелов Михаила и Гавриила, а также Иоанна Крестителя. На фоне свода прорисованы лики целителей Домиана, Косьмы, Кипра и Иоанна. Над входом из нартекса в наос находится образ Христа Пантократора, который облачен в золотой хитон. На противоположной стене изображены фигуры пяти мучеников: Пегасия, Афтония, Анемподиста, Акиндина и Элпидофора. По левую сторону от Христа Пантократора на восточной стене нартекса изображена картина распятия сына Божия, а напротив нее находятся лики святых великомучениц: Варвары, Марины, Ирины, Юлианы, Евфимии и Екатерины. Тимпан южного компартимента с левой стороны от изображения Христа Пантократора декорирует мозаичное полотно «Сошествие в ад».

Что касается особенностей мозаик наоса, то необходимо подчеркнуть, что апсида главного алтаря декорирована образом Богородицы на престоле, которая держит на руках Христа. Мафорий темно-синего цвета и одежды Богоматери отчетливо проявляются на золотистом фоне мозаичного полотна, которое полностью закрывает апсиду. Капеллы, находящиеся в рукавах трансепта, по дизайнерскому оформлению идентичны – сын Божий в окружении двух ангелов, которые ему поклоняются, лик Богородицы Одигитрии в восточном люнете, образ достопочтимого святого в западном люнете. Этот факт подтверждает также несколько медальонов с изображениями святых на арках капеллы.


Образ Божьей Матери направлен в центральную часть церкви. Для того чтобы Матерь Божья смогла параллельно смотреть на Христа, в южном рукаве трансепта Иисуса она держит в правой руке, а в северном рукаве Богородица держит младенца в левой руке. Главный купол украшает мозаичное полотно с образом Христа Пантократора, которого окружают несколько ангелов, Божья Матерь и Иоанн Предтеча. Купол апсиды декорирован сюжетом, когда происходит сошествие Святого Духа, который исходит от этимасии, находящейся на переднем фоне мозаичной картины. Над окнами апсиды находится деисус. Триумфальная арка перед алтарем декорирована ликами архангелов Гавриила и Михаила. В тромпах находятся четыре сцены из Евангелия: Рождество Христово, Сретение, Крещение, Благовещение.