ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Насечка как разновидность инкрустации

Насечка или туширование – разновидность инкрустации, в процессе изготовления которой один металл декорируется другим, более мягким и с меньшей температурой плавления. Художественная выразительность готового изделия при этом достигается противопоставлением цвета одного материала другому. Иногда насечкой называют также инкрустации металлом древесины.

Технология насечки

Декор подобного рода выполняется в несколько этапов. Первоначально изображение наносится на бумагу. Иногда мастер выполняет эскиз прямо на металле. После этого выполняются углубления в металлической основе. При этом обычно заготовка гравируется специальными стальными листами – штихелями. Иногда также выполняется вытравливание углублений химическими способами. Некоторые мастера для их вырубки используют зубило.

Инкрустирующий материал – вкладки – изготавливаются с небольшим расширением к низу. При этом увеличивается площадь соприкосновения материалов. В результате готовое изделие получается прочным. Крепление декора может производиться разными способами – отливкой, вбиванием, наклеиванием. Иногда применяются и комбинированные методики. На последнем этапе изделие шлифуется, при необходимости покрывается лаком или окрашивается.

История туширования

История насечки берет свое начало от искусства хризографии, разработанной мастерами Древней Греции. В этой стране изготавливались бронзовые изделия, инкрустированные золотом и серебром. Найти металлические изделия, декорированные другими металлами, археологам не удавалось довольно длительное время. Однако усилия ученых, в конце концов, были вознаграждены.

После раскопок, проведенных в одной из гробниц в Микенах, были обнаружены бронзовые кинжалы XVI в. до н.э. На их поверхности были изображены сценки охоты, бегущие лошади, дикие кошки и другие животные. Для выполнения инкрустации древние мастера использовали два вида металла – золото и серебро. Однако невыразительными они не выглядят. Дело в том, что для декорирования было применено золото разных оттенков – от темно-желтого до белого. Древними мастерами было учтено даже то, что бронзовая основа со временем покрывается патиной, в то время как благородные металлы свой цвет не изменяют никак.

В X – XII вв. технология насечки распространяется на стальные и железные предметы. Своего расцвета это искусство достигает к XVII веку. В последующие исторические периоды насечка применялась в основном для оформления оружия и боевых доспехов знати. Известно, например, что такие технологии использовались в Дагестане. Местные мастера украшали шашки, кинжалы и сабли. Кроме того, декор этой разновидности часто использовался для оформления кремниевых ружей.

Знакомы с этой технологией были и русские мастеровые. Более того, украшали насечкой они не только оружие, но и обычные вещи бытового назначения. В экспозиции Государственного Исторического музея есть старинные щипцы для колки орехов (XVIII в.), выполненные неизвестным тульским умельцем.

С течением времени крайне трудоемкие технологии инкрустации металлом по металлу применялись все реже. Однако окончательно забыты они не были. Выполняется подобный декор и современными мастерами.

Разновидности насечки

Помимо низкой насечки, технология изготовления которой была рассмотрена выше, существует и высокая разновидность этого декора. Особенностью методов выполнения таких изделий является то, что углубления на основе не используются. Вырезанные из меди или латуни элементы тщательно проковываются вместе с заготовкой. Такое соединение, выполненное при помощи молота, по прочности не уступает сплавленному. Мягкая латунь в процессе скрепления элементов и основы просто проникает внутрь стали. Прочность этого вида соединения проверена веками.

Иногда металлы меняют местами: твердый используется для изготовления элементов «мозаики», а мягкий – в качестве основы. В отдельных случаях изделие патинируется. При этом добиваются получения чаще всего более темной окраски основы. В результате нанесенная на нее металлическая инкрустация выступает контрастно.

Часто в качестве элемента «мозаики» выступает круглая алюминиевая проволока. Ее крепят в углублениях легкими ударами молотка отрезок за отрезком до тех пор, пока не будет выложен весь рисунок. В результате мягкий металл полностью входит в паз (который в этом случае имеет трапециевидную форму). На последнем этапе крепления проволока проходится молотком еще раз для более прочного закрепления и сглаживания всех возможных неровностей.

В настоящее время, помимо золота и серебра, для насечки используются разного рода сплавы цветных металлов. Очень красиво смотрится алюминиевая инкрустация по стали. Этот металл своим холодным оттенком напоминает настоящее серебро. Изделия, изготовленные таким образом, тщательно полируются.