ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Афиши Тулуз-Лотрека


Анри де Тулуз-Лотрек – французский художник, известный, помимо прочего, как непревзойденный мастер театральной афиши.

Биография художника

Родился Тулуз-Лотрек в одной из самых знатных семей Франции 24 ноября 1864. Будучи подростком, сильно повредил себе ноги. После этого остался калекой с телом взрослого человека и ногами ребенка, что закрыло ему путь в военные. Молодой Анри не мог посещать балы и охоту. Однако физическое уродство не помешало проявиться его незаурядному таланту художника. Лишенный традиционной жизни, Анри полностью посвятил себя искусству.

В 1871 г. Тулуз-Лотрек переселяется из поместья Шато-дю-Боск (недалеко от Нарбонны) в Париж и снимает квартиру на Монмартре. Этот район всегда был центром развлечений и роскошной жизни, которую художник и рисовал практически всю свою жизнь. Танцевальные клубы, бордели, цирки и кабаре – вся эта ночная жизнь Парижа нашла отражение в картинах художника и на его литографиях.

В ноябре 1881 г. Анри сдает выпускные экзамены в Тулузе (со второй попытки) и на следующий год начинает посещать в качестве ученика мастерскую известного художника Леона Бонны. Вскоре Бонна закрывает ателье, и Тулуз-Лотрек продолжает учебу под началом Фернана Кормона. Идея открытия своей мастерской не находит поддержки у родителей, и Лотреку приходится писать свои картины у друзей Гренье и Рашу, а также в саду на Монмартре. Здесь прямо под открытым небом ему позируют Глухая Берта, Жюстин Диель, танцовщица Габриеэль и другие. Постоянные уговоры, наконец, возымели свое действие, и в 1886 году Анри открывает собственную мастерскую на улице Турлак. В 1888 году художник принимает участие в выставке «Группы XX», проходившей в Брюсселе.

В последующем в 1889 – 1897 гг. он выставляется в «Салоне Независимых». Исключением был лишь 1896 год. На самой первой выставке несколько его картин («Портрет Фуркада», «Мулен де ла Галетт», «Женский портрет») отмечают критики. Моделями художника были актрисы «Мулен Руж» Жанна Авриль, Луиза Вебер, певица Иветта Гильбер, известный тогда танцор Валентин Бескостный, клоунесса Ша-У-Као и другие. При жизни Анри Тулуз-Лотрека критики были настроены к нему не самым лучшим образом. Известность его литографии получили только по прошествии некоторого времени после его смерти.

Особенности афиши Тулуз-Лотрека

Характерными особенностями литографий Лотрека являются:

• смелые сочетания цветов. Рисунки художника привлекают внимание, прежде всего, предельной экспрессией. В них отлично сочетаются совершенно несочетаемые оттенки - коричневый и светло-серый, бежевый и черный и т.д.;
• использование множества оттенков, тонких и изысканных. Это придает произведениям выразительности, делая их совершенно неповторимыми;
• броскость контрастов. Эта особенность определяется, прежде всего, спецификой сюжетов. В основном все литографии Тулуз-Лотрека выполнены при искусственном освещении. Голубоватый, зачастую режущий глаза свет можно видеть на многих рисунках художника;
• большое количество формальных элементов. Являясь важным компонентом образного содержания сюжета, они делают его богаче и шире даже самой основы произведения – его фабулы.

Самые известные произведения художника

Плакат «Ля Гулю с сестрой в Мулен Руж»
Судя по многочисленным эскизам и наброскам, рисунок «Мулен Руж» художник прорабатывал долго и тщательно. В результате готовый плакат произвел эффект разорвавшейся бомбы. Прохожие на улицах останавливались для того, чтобы рассмотреть подпись на афише. Вскоре после этого Лотрек выполняет еще один плакат с похожим сюжетом – «Ля Гулю с сестрой в Мулен Руж». Группа зрителей на этой афише выполнена в виде большой серой массы. Четко прорисован лишь верхний контур – своеобразная арабеска из цилиндров и женских шляпок. На переднем плане – любимица публики Ля Гулю в розовом и белом. Золотые волосы танцовщицы выделяются на фоне массы зрителей. На этом плакате она – настоящее олицетворение танца. Именно после того, как эта работа увидела свет, Лотрек начинает получать постоянные заказы на выполнение афиш.

«Певица Иветт Гильбер»
Эта замечательная литография была выполнена художником в 1894 году. При этом Лотрек использовал масло и темперу на картоне. Поскольку Анри просто боготворил творчество этой певицы, она сильно повлияла на его искусство. Девушка обладала оригинальной внешностью и стала «типажом» художника. На рисунке «Певица Иветт Гильбер» гармонично сочетается модный в то время ярко-рыжий цвет волос главной героини и холодные голубой и серый, отражающиеся на лице певицы. Одновременно дополняют образ и усиливают контраст черное пятно перчаток и зелень тонкого пояса. В рисунке нашла отражение отработанная самой актрисой гротескность образа, что сделало его необычайно выразительным и абсолютно индивидуальным.