ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Иконопись в Восточной Европе


С момента крещения вся Восточная Европа, в т.ч. и Россия, пошла по византийскому пути развития веры, позаимствовав многие элементы у греков. Иконопись здесь сочетала творчество и обращение к Богу, первое проявлялось в более свободном выражении красок, ликов, являя в процессе создания иконы торжественность, трепетность, и, одновременно, близость с народом. У византийцев же, наоборот, были скудные краски и строгие образы святых. В этом смысле еще совсем молодые страны, относящиеся к Восточной Европе, вдохнули в процесс создания обликов святых творческий подход, отличающийся живостью красок.

Процесс создания иконы

Процесс создания ликов святых занимал продолжительный период времени, поскольку этому предшествовала долгая подготовка материалов, которые являлись основой для икон.

Изначально создавались доски для будущих образов, этой работой занимались древоделы. Они спиливали дерево, это могла быть липа, лиственница, ель, сосна, после чего выпиливали из него доску (или несколько, в зависимости от нужного размера). На лицевой стороне иконы выстругивалась своеобразная выемка, называемая ковчегом. Сегодня по характеру подобной выемки ученые и историки имеют возможность определить, к какому веку относится создание образа, поскольку с веками внешний вид ковчега менялся, а начиная с XIV века, он вообще не использовался в написании.

После этого будущую икону грунтовали; смесь для этих целей делали из мела, рыбьего клея и алебастра. Перед грунтовкой желательно было лицевую сторону несколько раз щедро промазать клеем и положить сверху паволоку, тщательно ее разгладив. Потом уже приступали к процессу грунтования поверхности. После окончания грунтовки всю поверхность скрупулезно шлифовали. Далее начинался процесс написания, сначала золотили все, что требовалось: одежду, природу, горы, поля, иконы, венец. Следующим шагом мастера писали контуры, пейзажей, одежды и всего остального, планирующегося на иконе, кроме ликов.Теперь иконописец старательно окрашивал необходимое в соответствующие цвета, опять же не выписывая только лики и руки святых.

Серединой работы считался процесс выбеливания для выпуклости картины, это проделывали белой краской, нанося большое количество слоев и постепенно меняя тон на более светлый. На темные участки картины для придания большего эффекта объема наносилась темная краска. Позже начинали прорисовывать главное: руки и лики образов. Напоследок оставалось их расписать. Для этого белые мазки наносили на волосы и выпуклые части лица, красные блики придавали яркости губам, кончикам ушей, уголкам глаз, а также служили румянами для щек. Коричневой краской прорисовывались борода, волосы, зрачки. Конечно, у каждого мастера иконописи были свои хитрости, но в целом все вышеописанное соблюдалось всегда в подобной последовательности.

Иконописцы - люди неординарные, подобная профессия просто так никому не давалось, сначала будущие мастера долго учились умению красиво, аккуратно и четко вырисовывать образы. Иногда на это требовался не один год. Только лучшие мастера допускались к созданию ликов святых. К сожалению, история помнит мало имен иконописцев, связано это было с тем, что считалось, иконы творит сам Бог, а чьими руками он для этого пользовался – это совершенно неважно.

Нужно сказать, что подобный род деятельности накладывал определенные правила и на жизнь мастера. Он должен был прикладываться к еде только в субботу и воскресенье, ночью постоянно молиться святым, чтобы они помогли ему в процессе создания очередного шедевра, а с самого восхода солнца беспрестанно творить, выписывая образы и лики для моления. Иногда иконы создавали, срисовывая с подлинника (список), где от прошлого автора обычно было описание, что и как нужно делать для создания этого образа. Но чаще всего сакральная живопись создавались мастером самостоятельно, без какого-либо образца. Для сотворения более ярких образов важно было духовное равновесие и богомышление. Считалось, что иконопись – это не работа, это образ жизни. Все, кто удостаивались этой чести, были выбраны Богом и являлись его посланниками.

Важны для лучшего качества картины и краски, их делали из водяной эмульсии и яичного желтка. Такое покрытие являлось гарантией качественности. А в конце работы для лучшего эффекта всю икону покрывали специальным лаком – олифой. Но был у такого покрытия и один весомый минус: как правило, лет через 80 лак темнел и мог скрыть от человеческого глаза все написанное. В этом случае иконы вынуждены были подновлять, прорисовывать еле виднеющийся образ сверху лака, а в наиболее запущенных случаях испорченную икону создавали еще раз. Самые древние дошедшие до нас иконы считаются наиболее качественными как в материалах, так и в исполнении. Связано это с особым духом и трепетностью, с которой писался очередной лик.