ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Донато Браманте


Донато Браманте – один из великих итальянских архитекторов Возрождения, который восстановил истинные принципы античной архитектуры и признан сегодня как основатель архитектуры Высокого Возрождения.

Биография

Браманте родился в 1444 году в итальянской коммуне Монте Асдруальдо (ныне Ферминьяно). О первых тридцати годах его жизни почти ничего неизвестно. В юношестве Донато переехал жить и учиться в Урбино, где познакомился с живописью под наставлением художников Мелоццо да Форли и Пьеро делла Франческа. Благодаря их урокам он познакомился с законами перспективы.

Милан

Его работы был замечены герцогом Людовиком Моро, по приглашению которого он переехал в Милан в 1474 году, где продолжил развиваться в области архитектуры. Его первый проект - церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Это здание из простого прямоугольного оратория было превращено в базилику в форме латинского креста с нефами и проходами. Из-за ограниченности пространства Браманте пришлось уменьшить хор, используя навык создания перспективы, полученный еще на занятиях по живописи. Мрачная монументальность нефа в тандеме с массивной аркой и пилястрами чем-то напоминает Сант-Андреа в Мантуе. Жизнь Браманте в Милане также обозначена строительством алтарной части Санта-Марии делле Грацие по желанию Людовико Сфорца, который хотел из нее сделать огромный семейный мавзолей. План похож на версию старой сакристии Брунеллески с полукруглыми апсидами с трех сторон. Другая его миланская работа – изящная коринфская лоджия в Сант-Амброджо (1492) с колоннами по углам.

Рим

В 1499 году в Милан вторглась французская армия, и Браманте уехал в Рим, где прожил всю оставшуюся жизнь. Влияние античных памятников заметно в его монастыре Санта-Мария-делла-Паче. Простая монументальность небольшого квадратного здания является вестником нового Высокого Возрождения в Риме. Галерея на первом этаже поддерживается колоннами с ионическими пилястрами. На верхнем этаже чередуются коринфские колонны и колонны с архитравом.

В 1502 году во дворе храма Св. Петра в Монторио был построен грациозный Темпьетто с дорической колоннадой вокруг целлы (святилища), увенчанной полукруглым куполом. Часовня-ротонда с тонкими тосканскими колоннами и дорическим антаблементом представляет совершенство римского стиля. Был сделан акцент на гармонии пропорций, простоте форм и строгости дорического ордера. Браманте намеревался подчеркнуть автономность часовни и установить ее в центре круглого, обставленного колоннами, двора, архитектуру которого нужно было для этого изменить. Хотя задуманное так и не было реализовано, сегодня Темпьетто считается шедевром Высокого Возрождения.

Есть предположения, что церковь Санта-Мария делла Консолационе (1504-1617) в Тоди выполнена в соответствие с проектом Браманте. Здание создано из простых геометрических форм, увенчанных барабаном для купола и самим куполом. Интерьер характеризуется ощущением спокойствия и гармонии. В 1503 году Браманте стал главным архитектором Папы Римского Юлия II и проделал большую работу во дворце Ватикана. Огромный двор Бельведера состоял из внутреннего из сада и террас. Они служили для соединения с Ватиканским дворцом и виллой Бельведере. Этот проект был полон уникальных идей, которые так и не были реализованы. Двор был изменен почти до неузнаваемости. Для фасада Ватиканского дворца Браманте спроектировал серию лоджий, позже преобразованных во двор Сан-Дамазо. В этом дворе есть две аркады с тосканскими и ионическими пилястрами, а над ними – колоннада композитного ордера.

В 1505 году, черпая вдохновение в архитектуре Пантеона, Браманте подготовил план для собора Святого Петра, выполненный в форме централизованного греческого креста. Проект архитектора отличался от Пантеона использованием четырех колонн вместо стены в качестве опоры для купола. Вокруг этого купола было изображено еще четыре малых купола. За счет дополнительных четырех угловых башен здание принимало форму квадрата. Когда Папа Юлий II умер, Браманте больше не занимал положение главного архитектора. Однако многие его проекты оказали значительное влияние на будущих архитекторов, и строительство собора было завершено.