ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Матис Грюневальд


Матис Грюневальд (между 1470 и 1475-1528) – гениальный немецкий живописец и график, художник Северного Возрождения. Сейчас считается, что Грюневальд – имя, данное художнику исследователями по ошибке. Настоящая фамилия – Готхард Нитхардт (Нитхардт – скорее всего, прозвище). Его биография практически неизвестна. Родился он в Вюрцбурге. Из творчества до наших дней дошло немного произведений - 10 живописных и 35 графических. С 1509 г. художник жил во Франкфурте-на-Майне, где вместе с Дюрером работал над алтарем монахов-доминиканцев. Из-за конфликта с архиепископом покинул Франкфурт, затем вернулся туда. Позднее переехал в Галле, где и умер.

Рисунки

Графика Нитхардта сильно отличается от его современников – художников Нюрнбергской школы и Дюрера. Скорее всего, он не работал с гравюрой. Такой вывод можно сделать из того, что мастер, хорошо знакомый с резцом, создает рисунки, как правило, по технике похожие на гравюру – четкие линии, ясно обозначенные объемы. У Нитхардта штрихи текучие и мягкие, очень похожи на мазки кистью. Все рисунки Нитхардта – не самостоятельные работы, это подготовительные эскизы. Но удивительно то, что они выглядят, как законченные произведения. Например, «Женщина со сложенными руками» (1512, Оксфорд). Немолодая женщина сложила кисти в сосредоточенной молитве, лицо просветленное, взгляд обращен внутрь и выражает внутренние религиозные переживания. Образ обладает индивидуальными чертами. Голова, а также руки нарисованы реалистично и очень выразительно.

"Святая Екатерина"


"Святая Екатерина" (1520, Берлин) или Екатерина Александрийская – ещё одна из графических работ. Эта святая очень часто появляется на картинах ренессансных художников – она встречается у Караваджо, Беллини, Де Ла Альмендино, Филиппино Липпи, Перуджино и многих других. Екатерина, согласна житию, родилась в Александрии, была очень образованной. Сирийский монах обратил девушку в христианство. Во сне ей явился Христос и вручил ей обручальное кольцо, назвав невестой. Император Максимилиан, прельщенный красотой Екатерины, предложил выйти за него замуж, но Екатерина отказалась, за что была казнена императором. Часто её изображают одетой как принцесса, с короной на голове, особенно аристократичной и нарядной она выглядит в произведении Карло Кривелли. Нитхардт также изобразил мученицу в короне. Но одежда персонажей Грюневальда отличается сравнительной простотой, скорее всего, потому что ему была близка идеология низов. В руке святая держит традиционный для нее атрибут – меч, который художник нарисовал очень большим. На его фоне девушка кажется особенно хрупкой.

Бумага появилась в Европе ещё в XIII веке. Для этого произведения Нитхардт использует итальянский карандаш или черный мел, особо обработанный черный сланец. Большинство графических произведений этого автора выполнены на бумаге именно в этой технике. Но иногда он обращается к углю, как в случае со «Святым Антонием» (эскиз для Изенгеймского алтаря).

Черный мел по сравнению с пером или гравюрой позволяет придать изображению мягкость, воздушность, дымчатость. Благодаря этому на произведениях Нитхардта мы видим особый колорит. Черно-белые произведения кажутся почти цветными. Волосы Святой Екатерины явно светло-русые. Очень легкие её кудри развеваются ветром, черты лица нежные, женственно округлые. Удивительно передан тон платья, мягко отображены свет и тени на складках ткани. Автор использует белую подсветку, что делает образ светящимся, серебристым.

"Мадонна с младенцем"

Все известные произведения Нитхардта, кроме его графического автопортрета, созданы на религиозную тематику. Одно из них - «Мадонна с младенцем, сидящая под деревом» (1516, Берлин). Это произведение тоже выполнено итальянским карандашом, но здесь Нитхардт прибегает еще и к коричневой акварели. Мария изображена в пышном платье со шлейфом, на голове у нее королевская корона. Волосы светлые, как и у Екатерины. Нитхардту было свойственно приписывать библейским женщинам среднеевропейскую внешность. Это видно по изображения Марии и Магдалины на Изенгеймском алтаре. Лицо матери выражает печаль. Младенец Иисус изображен с крылышками, как маленький ангелочек. Окружающая природа выглядит лирично. 

Изображения святых

Самый выразительный из графических женских персонажей – это образ «Святой Доротеи с младенцем Христом» (1520, Берлин). Фигура выражает изящество, удивительно выполнена драпировка платья. Младенца-Христа почти не видно, его изображение только слегка намечено автором. Образ неизвестного святого, опирающегося на посох, исполнен драматизма, который усиливается корявыми деревьями на заднем плане, выполненными темными отрывистыми штрихами. Очень поэтичным выглядит образ «Коленопреклоненной Марии, переворачивающей страницу Библии» (1520, Берлин). Длинные волнистые волосы святой постепенно перетекают в складки изящно драпированного шлейфа. Здесь автор, кроме подсветки белым, использует также серую тушь. Нитхардт комбинирует различные графические техники (кроме только что упомянутых, также уголь, черный мел, акварель, сангину, тонированную бумагу). Такой подход создает особые, свойственные только его творчеству эффекты.

Монохромная живопись

Особое место в творчестве Грюневальда занимает монохромные неподвижные доски Геллеровского алтаря – нечто переходное между живописью и графикой. Это изображения четырех святых (Лаврентия, Кириака, Елизаветы и, возможно, Луции или Доротеи). Они выступают из мрака, что создает ощущение таинственности. Контраст темного и светлого создает удивительную объёмность изображения. Женские фигуры находятся внутри ниш, увенчанных полукруглыми арками, они стоят на поросшей растениями почве. Две мужские, в противоположность им, поставлены на каменных плитах, за ними слегка проглядывается природный фон. Все четыре изображения выглядят одинаково впечатляющими. Образ неизвестной святой отличается особенной элегантностью и женским изяществом – шикарные длинные волосы ниспадают на изысканный наряд, на лице загадочная полуулыбка. В руке она держит пальмовую ветвь – напоминание о том, как простые израильтяне встречали Христа, въезжающего на осле в Иерусалим. Они расстилали у него на пути одежды и пальмовые ветви. Женские фигуры, освещены ярким светом, в отличие от их спутников. Эти двуцветные доски очень похожи на рисунки Нитхардта, даже не сразу можно понять, что это живописные произведения. От графических работ они отличаются насыщенностью цвета и более тщательным изображением деталей.