ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
*обязательно для заполнения
eng
+7 495 973 1444

Мозаичное панно «Журавли», выполненное нами для интерьера московской квартиры характеризуется изяществом, поэтичностью и стилизацией. Изображения журавлей встречаются во многих культурах, они завораживают своей природной красотой, изяществом, выступают частью символического ряда, они зафиксированы в ряде мифологических систем, например, китайской, японской, североамериканской индейской.
    Мотив журавлей, использованный в нашей мозаике, восходит тематически и композиционно к китайской или японской традиции, где он получил наибольшее развитие. Журавли на Востоке считаются признаком долголетия, совместно с ними в живописи традиционно используются изображения воды, бамбука, гор, цветов. Нами для мозаичного панно в качестве фонового взят мотив струящейся воды, выступающий символом текущего времени.
    Композиционное решение панно «Журавли» и просто и сложно одновременно, как и все, что связано с восточными культурами. Центральные образы панно – образы трех журавлей, расположены в очень интересных ракурсах: к стоящим слева двум журавлям подходит третий, словно прерывая их беседу и здороваясь с ними. Это чисто человеческое поведение птиц подчеркивается ракурсами их голов с длинными клювами. Из двух, стоящих слева журавлей, один смотрит прямо на подходящего, а второй чуть застенчиво опустил голову. Эта интересная находка художника позволяет создать впечатление, что прямо смотрящий журавль ассоциируется с образом мужчины, а опустивший взгляд – с женщиной. Подходящий справа журавль словно хочет кивнуть или поздороваться со своими собратьями. Важную роль в понимании смысла композиции играют заостренные клювы журавлей, которые являются основным выразителем смысла движения фигур. Относительно позы журавлей нельзя применить слова, связанные с движением, поскольку их фигуры статичны, однако, пространственное расположение фигур на разных уровнях и динамика голов полностью создают иллюзию движения. Причем, в фигуре «подходящего» справа журавля чувствуется большая динамика движения, некий порыв, чем у левой группы, которая более статична. Придание элементов человеческого поведения журавлям делает символ долголетия еще более глубоким, прямо соотносящимся с людьми.
    Как символичны фигуры журавлей, так символичен и фон: вертикальное расположение достаточно крупных мозаичных плиток пастельных тонов с преобладанием бежевых, молочных и перламутровых цветов, в которые введены несколько оттенков бледно зеленого, позволяет сделать вывод о наличии стилизованного бамбукового леса. Художником специально не введено точное изображение бамбука на заднем плане. Это бы вызвало перегрузку мозаичного панно, уничтожило бы сюжет своей пестротой. Вместо этого – легкая фоновая стилизация, еле заметная, но, тем не менее, прочитываемая.
    Завершает компоновку композиционного единства панно – диагональ реки, вьющаяся из левого верхнего угла до правого нижнего. В целом, композиция основана на вертикальных ритмах: вертикали мозаичных плиток фона, прямо стоящих журавлях, а добавление реки, в которой отсутствует геометричность, и обладающей основным мотивом волнообразного движения, снижает общую жесткость в трактовке композиции. Мотив реки достаточно традиционен для китайской живописи, он является неотъемлемой ее частью. Следует обратить внимание, что диагональ реки – не прямая, что создает дополнительные смысловые оттенки и разнообразие композиционного решения. Непрерывный поток воды в центре панно разрывается, словно уходит за край рамы, а потом появляется снова, чтобы снова скрыться уже ближе к правому краю рамы, и в конце появиться под изображением птиц. Такое решение создает впечатление непрерывной ленты реки, уходящей за раму панно и визуально раздвигающее границы изображения и прокладывающее мостик к интерьеру. Текущая река, словно лентой огибает журавлей и теряется где-то в интерьере комнаты.
    Включение такого панно в интерьер потребовало определенного согласования элементов, вступающих во взаимодействие с нашей мозаикой. Панно в общем виде образует очень красочную и яркую картину, для перехода к интерьеру, заключенное  в раму темного дерева цвета венге. Основной же фон интерьера выполнен в гамме более светлых коричневых тонов. Идентичны цвету рамы отдельные элементы интерьера. Мотив струящейся воды повторен волнами на внутренней структуре поверхности полированного дерева интерьера: волны реки с панно словно уходят в интерьер, повторяясь в бесчисленных завиткам древесной текстуры. «Бамбуковый» мотив фона с его прямолинейными вертикальными линиями условно повторен в рельефно выступающем рисунке белоснежных панелей, примыкающих к мозаичному панно.

мозаичное панно в интерьере Журавли