eng
+7 495 973 1444
+7 495 973 1444
Скульптура Древнего Рима
История искусства Древнего Рима начинается с завершением эпохи этрусков, причем этрусское искусство, как и мифология, было включено в римское, стало его органичной частью. Принята следующая периодизация искусства Древнего Рима:
• Искусство Рима периода Республики.
• Искусство Рима ранней империи (I в. до н.э – I в. н.э.).
• Искусство Рима II в. н.э.
• Искусство Рима III в. н.э
• Искусство IV в. н.э. (поздней античности).
Искусство периода Республики
Римское искусство нашло свое проявление только с IV-III вв. до н.э., до этого периода шли постоянные войны, но даже с этого времени искусство выступает первично как утилитарное: оборонительные сооружения, дороги, акведуки, причем значительный вклад в формирование не только искусства, но и инженерного таланта римлян внесли достижения этрусков. В целом же искусство Древнего Рима развивается с самого начала в тесном контакте с двумя значительными культурами: греческой и этрусской, образуя сплав, в котором трудно выделить, где заканчивается одна и начинается другая. Если этруски были завоеваны и ассимилированы, то элементы греческого искусства пришли несколько другим образом: завоевав Грецию и превратив ее в свою провинцию, римляне вывозили все самое ценное из греческих городов, особенным спросом пользовались статуи, живопись. Заимствуя из чужих и завоеванных культур все самое лучшее, римляне подчиняли чужеродное искусство своей национальной идее – идее служения Республике и римским идеалам общественной жизни. От республиканского периода до наших дней дошли терракотовые украшения храмов, фрагменты фигур с фронтонов, выполненные в этрусском стиле.
Следующим важным направлением, представленным в скульптуре, были скульптурные изображения покойного либо в виде стелы (располагалась на могилах), либо бюстов (хранились в доме в специальных шкафах). Эта традиция происходит от почитания старшего в роде. Из раннереспубликанских портретов сохранилось немногое. Мастера преимущественно следовали натуре, вероятнее всего, скульптура изготавливалась по посмертной восковой маске, повторяя все подробности лица. Основные приемы трактовки немногочисленны и однообразны: Спокойствие лица, морщины на лбу, безжизненный взгляд, плотно сжатые губы, коротко постриженные волосы. Положение головы - либо немного отклонена назад, либо поставлена прямо (мужские портреты неизвестных виллы Юлия, виллы Торлония). Характерным признаком республиканского портрета является небольшой размер. Портреты женщин встречаются на надгробных стелах, внешне напоминают мужские портреты: грубоватые черты лица, изображенные достаточно точно, натуралистично.
Несколько позднее появляются более одушевленные портреты, возможно, под влиянием психологических портретов круга Лисиппа (портрет Юлия Цезаря из Тускулума). С развитием общественной жизни появляется еще один вид статуй – почетная статуя, так называемый тогатус. Это статуя римского гражданина, закутанного в тогу. Статуи композиционно очень просты: прямостоящие с опорой на одну ногу и слегка отставленной другой, в целом исполнены просто, плоскостно, допускается небольшое движение рук («Статуя римлянина с портретами предков»).
Искусство Рима ранней империи
Эпоха ранней империи была «золотым веком» для развития искусств, ремесел, в это время расцветает римская литература: Овидий, Гораций, Вергилий, Тит Ливий. К концу I в. н. э окончательно происходит становление Рима как империи, республиканские идеалы будут забыты. Для выражения величия империи более подходили стили Фидия или Поликлета, несущие атлетическую красоту и величие. Портретные статуи императора Августа изображают его по канонам классической красоты, противореча его описаниям современников, в чертах лица сохранено только приблизительное сходство (статуя Августа из Прима Порта). В этой статуе явно прослеживается подражание классическим греческим образцам, присутствует идеализация образа, но при этом есть и портретное сходство. Основные черты, которые будут присущи официальному римскому искусству в этот период: спокойствие, уравновешенность, следование греческим образцам. В портретах жены Августа хорошо переданы индивидуальные черты с подобным же подражанием классическим образцам в общей трактовке фигуры (статуя Ливии. Помпеи). В портретах частных лиц продолжает развитие старая традиция римского портрета («Портрет Агриппы»).
Интересным памятником этого периода являются рельефы Алтаря Мира. Фигурные композиции вплетаются в растительный орнамент, достаточно сложный. В рельефах с богиней Теллус явно прослеживается александрийский стиль, которому свойственно свободное композиционное построение и введение деталей ландшафта. Рельефы со сценами процессий носят подражательный характер рельефам Парфенона с добавлением римских особенностей: римские одежды, строгость изображений, сдержанность и официоз.
В римском искусстве очень многое подчинено идее прославления императора. Типичный образец этого – камея из сардоникса. Здесь типично римское повествование о завоевании новых областей со сценой апофеоза и изображением божеств с трактовкой в греческом духе. Во время императоров Нерона и Флавиев меняются художественные формы: Рим должен превосходить греческие образцы. Скульптурам становится присущ больший динамизм и реалистичность. Изменяется и характер лепки лица: вместо гладких, плавно переходящих плоскостей портрета периода Августа появляются более дробная и точная трактовка поверхности лица, меняются детали трактовки прически в сторону большей живописности. В портретах Нерона явно выражено стремление к реализму, столь далекое от идеализации черт императора в эпоху Августа. Наибольшее выражение стиль реалистического портрета получает в последнюю треть I в н.э. (бюст Веспасиана). Заказчики портретов в этот период становятся требовательны к реалистичности образа, появляется стремление у мастеров передать характерное в образе, стремление к приукрашиванию образа, свойственное началу империи, уходит в прошлое.
Изменяется к концу I в н.э и стилистические особенности рельефов. Композиция сцен на арке Тита диаметрально противоположна сценам с алтаря Мира: рельефы становятся выпуклыми, объемными, резко выделяющимися на общем фоне, более детально проработанными и со сложной композицией. Фигуры движутся уже не в плоскости рельефа, а по диагонали, складки одежд отлично моделируются и различаются по фактурности и рисунку. Рельефы покрываются краской и позолотой.
Искусство Римской империи II в н.э.
Новая эпоха в истории и искусстве Рима начинается со II в. н.э. Рим достигает пика своего могущества, ушла династия Флавиев, пришли новые императоры – династия Антонинов, и новые веяния в архитектуре, скульптуре, живописи.
Во II в. сильны колебания между своеобразным ренессансом республиканского в портретах с их сухостью и лаконичностью и классического (портрет Траяна и портрет Адриана для сравнения). Со времени императора Адриана перестают раскрашивать римские скульптуры, теперь глаза, радужная оболочка глаза передаются резцом. Раскраску на мраморе заменяют различные изобразительные приемы, передаваемые с помощью резца. Раскраска сохраняется только на многофигурных рельефах. В середине II в. римский портрет в своих изобразительных возможностях достигает вершины своего развития. Доведенная до совершенства техника обработки мрамора позволяет мастерам добиваться тончайшей моделировки форм лица, фактурности волос, одежды, изображения металлического панциря («Портрет Антонина Пия»). Теперь в портретах строго соблюдается портретное сходство, индивидуальные особенности лица. Большинство портретов несут пессимистический оттенок из-за распространения идей стоицизма, это, с одной стороны, попытка передать психологизм образа, а с другой, своеобразная модель изображения, схема. Конная статуя Марка Аврелия, созданная в то же время, уже в христианскую эпоху будет служить моделью для статуй подобного типа.
Особенного развития в эту эпоху достиг рельеф. В рельефы вводятся сложные и оригинальные композиции, новые приемы обобщенности и условности, детальная проработка элементов фигур, натуралистическая передача волос, бороды, элементов одежды. Развитие новых приемов связано было с проникновением в Рим выходцев из провинций, которые несли свое, во многом, новое понимание действительности и искусства.
Искусство Римской империи в III в.
В III в. начинается и углубляется кризис империи, связанный с кризисом рабовладельческого общества, который носил всеобъемлющий характер. Христианство, ранее подвергавшееся гонениям, начинает проникать во все слои общества, в том числе и аристократическую.
В скульптурных портретах продолжают жить особенности портрета II в., однако психологическая трактовка образов кардинально изменилась: на место меланхоличности, философской устремленности приходит суровость, энергичность и властность (портреты Септимия Севера, Каракалы). В то же время портрет передает и индивидуальные черты, особенно показателен портрет Каракаллы. Глубина психологических характеристик достигается не детализацией пластической формы, а лаконичностью, отбором наиболее характерных черт личности.
В III в. также продолжается противоборство между разными стилями, показательна статуя Требония Галла: фигура изображена в греческих традициях, а голова – в римских, с проработанными индивидуальными чертами лица. Рельеф продолжает занимать важное место, в нем также присутствует смешение разнообразных стилистических приемов (саркофаг Людовизи).
Искусство римских провинций
Без характеристики искусства римских провинций характеристика скульптуры Древнего Рима будет неполной, поскольку Рим владел огромной территорией, экспортировал не только достижения своей цивилизации, но и язык, культуру.
Для скульптуры римских провинций характерна основная черта: смешение местных особенностей с особенностями Рима. Яркий тому образец – галльская скульптура, например, рельеф из Реми, где галльские божества соседствуют с римскими; при упрощенности изображений присутствует довольно точное копирование поз и пропорций античных статуй. Применение художественно-технических приемов местного искусства с копированием античных образцов дает интересные результаты (рельефы из Неймагена).
Если брать восточные провинции Рима, такие как Сирию, Египет, то там доминировали местные, восточные стилевые особенности. Если говорить о Египте отдельно, то романизация коснулась его в очень небольшой степени, поскольку Египет уже имел свою многовековую историю, религию и культуру, разительно отличавшуюся от римской («Статуя жреца» из Александрии). Таким образом, романизация в большей степени затронула те провинции, где развитие общества находилось на более низкой ступени развития, чем Рим, хотя черты эллинистического и романского искусства проникли в римские провинции и оказали влияние на формирование местных культур, приводя часто к эклектизму в скульптурных изображениях.
Искусство Римской империи IV-V вв. н.э.
Кризис III века поставил империю на край гибели, слабее становятся связи между западной и восточной частями империи, развивается религиозный кризис, христианство к концу IV в. становится господствующей религией. Постоянно шли восстания и войны, императорская власть слабела, усиливались провинции, центробежные силы готовы были разорвать империю.
Рельефы этого времени отличает обобщенность трактовки, плоскостность, статичность фигур, выделение размером фигуры императора. Происходит своего рода деградация рельефа, от классических римских рельефов остается только детальная проработка рельефов.
В портретном искусстве можно выделить произведения различного стиля. В искусство проникают восточные элементы: обобщенность, неземное величие в статуях императора, бесстрастность, принципы античного искусства могут нарушаться, нарушаться может анатомическое сложение. Мастерам становится важна идея.
Следует отметить, что традиции реалистического римского портрета оказываются очень живучи («Статуя магистрата», «Портрет императрицы Евдокии»): индивидуальность лица, переданная пластическими выразительными приемами, анатомически точное изображение тела. Более поздняя скульптура, например, «Голова императора Аркадия», несут только внешние признаки античного классического стиля. Все более в творчестве мастеров появляется схематичность.